О способах финансирования покупки яхт в Европе



Рынок финансирования покупки яхт является нишевым рынком, доступ к которому гарантирован только очень состоятельным клиентам.

На сегодняшний день существует несколько вариантов финансирования покупки яхт стоимостью более 10 000 000 €. Финансирование покупки менее дорогих яхт не привлекает международные банки ввиду больших затрат времени и усилий на заключение подобных сделок. Более мелкие сделки, как правило, финансируются небольшими региональными банками или отделениями, или по лизинговой схеме.

Стоит отметить, что с 2008 года несколько изменился подход банков к финансированию сделок по покупке яхт. Если до 2008 года банки уделяли внимание в первую очередь вопросам обеспечения сделок, то сегодня они все чаще оценивают платежеспособность клиента и соблюдение правовых требований. В настоящее время финансовые институты запрашивают более детальную информацию о клиентах, что в результате приводит к увеличению сроков принятия решений по кредитам.

Финансирование ят в Европе

Итак, в Европе клиентам доступны следующие способы финансирования покупки яхт.

Ссуда под залог яхты

Это наиболее часто используемый кредитный инструмент для финансирования покупки коммерческих яхт или яхт, регистрируемых в офшорах. Условия предоставления ссуды, как правило, зависят от различных факторов, например, от платежеспособности владельца, возраста и стоимости яхты, а также от наличия других доступных средств обеспечения по кредиту.

Как правило, применяются следующие стандартные условия:

  • ссуда выдается на покупку новой или б/у яхты возрастом менее 5 лет, построенной на известной судоверфи;
  • ссуда выдается частным лицам и компаниям;
  • срок возврата кредита в среднем составляет 5-6 лет, но может составлять и 20 лет в зависимости от клиента;
  • максимальная сумма кредита -  75% от стоимостью залога;
  • если яхта регистрируется на компанию или в офшоре то в определенных случаях не взимается НДС;
  • доступны ссуды с фиксированным и нефиксированным сроком погашения;
  • стандартная маржа учетной ставки составляет + 3-6,5% к ставке Euribor в зависимости от благосостояния клиента и типа финансирования;
  • комиссия за предоставление кредита составляет 0,35 – 1,5% + расходы на юридические услуги;
  • допускается ежемесячное или ежеквартальное погашение ссуды;
  • отмена штрафа за досрочное погашение ссуды в зависимости от банка;
  • минимальное обеспечение по ссуде включает личную имущественную ответственность клиента, залог судна с правами требования первого порядка + переуступка денежных поступлений и страховок, переуступка контракта на строительство в случае постройки новой яхты + возможный залог акций компании, владеющей яхтой;
  • возможно потребуется оценка и обследование технического состояния яхты возрастом более 12 месяцев.

Банк также может потребовать заключить соглашение о том, что благосостояние клиента ни при каких условиях не составить сумму, меньше совокупного размера кредита.

Лизинговые схемы

Другим привлекательным инструментом финансирования сделок по покупке яхты является лизинговая схема. Эта схема позволяет минимизировать выплаты НДС. Схема заключается в том, что банк или другой финансовый институт покупает актив, а затем сдает его в аренду клиенту за оговоренную плату. В конце срока аренды клиент вправе выкупить актив.

Наиболее часто используемыми лизинговыми схемами являются французская, итальянская, или мальтийские схемы.

Стандартные условия французской или итальянской лизинговых схем

  • стоимость объекта лизинга должна составлять от 300 000 € (нет верхнего предела);
  • первоначальный депозит составляет 20% - 34%;
  • срок лизинга 1 – 8 лет;
  • ставка НДС по депозиту и платежам варьируется от 6,6 % для яхт более 24м до 19,8 % в Италии. Во Франции она составляет 10%;
  • остаточная стоимость, как правило, составляет 1%. На нее распространяется стандартная ставка НДС (22% в Италии, 20% во Франции, 18% на Мальте);
  • лизинговое финансирование предоставляется частным лицам и компаниям;
  • лизинговое финансирование распространяется как на подержанные брокеражные яхты, так и на новые яхты. Лизинг без уплаты НДС доступен в следующих случаях:
  • если судно покупает чартерная компания для использования яхты только в водах ЕС;
  • если судно покупает частное лицо для использования яхты только за пределами акватории ЕС.


Мальтийская лизинговая схема

Схема доступна для компаний, зарегистрированных на Мальте и выступающих в качестве арендодателя. Такие компании могут заключать контракт с любым клиентом, желательно с мальтийской компанией, выступающей в качестве арендатора.

После заключения лизингового договора, арендодатель направляет в налоговый орган Мальты письмо, информируя его о заключении соглашения. Налоговый орган посредством встречного письма подтверждает заключение договора и факт уплаты НДС в пользу государства Мальта.

Стандартные условия мальтийской лизинговой схемы

  • яхта должна находится в водах Мальты на момент заключения и расторжения договора;
  • 40% НДС уплачивается после заключения сделки (НДС по лизинговым платежам варьируется от 5,4% для яхт более 24м до 16.2%) а оставшаяся сумма ежеквартально;
  • лизинговое соглашение действует не более 3 лет. Прибыль мальтийской компании от сделки составляет, как правило, 5% от стоимости яхты. Эта прибыль облагается 35% налогом (реальная процентная ставка составляет примерно 5%).
  • для установления более тесных связей с Мальтой рекомендуется регистрировать яхту под флагом этой страны.

В конце срока аренды арендатор может выкупить яхту по остаточной цене, которая не должна быть меньше 1% от первоначальной стоимости. Покупка яхты облагается НДС в размере 18%.

Схемы финансирования сделок по покупке яхты, описанные в данной статье, являются лишь примерами, а не руководством к действию. На характер финансирования существенной влияние могут оказать характер владения, регистрации и эксплуатации приобретаемого актива.

Worldmarine.ru©