Как спроектировать вертопалубу на яхте?



Одной из горячих тем в дизайне яхт является постоянное усовершенствование функциональной зоны: вертолетной площадки.

36,8-метровая моторная яхта Buckpasser, построенная в 1985 году на верфи Hitachi-Zosen для американского спортсмена, была одной из самых первых яхт, которая могла похвастаться полностью функциональной зоной посадки вертолета. И даже сегодня Buckpasser входит в число самых маленьких яхт с вертолетной площадкой. Причина этого проста: вертопалуба требует тщательного планирования, обширного пространства и… денег.

Существует два подхода к посадке вертолетов на борту яхты. Первый из них - это «взлет-посадка» или touch-and-go. Такая вертопалуба применяется только для некоммерческой эксплуатации, и в ее отношении не установлено стандартов и правил.

Eurocopter on yacht

Второй подход, называемый полностью сертифицированным или коммерчески сертифицированным, получил гораздо более обширное применение. Основные правила, регулирующие процессы проектирования, строительства и эксплуатации таких площадок, содержатся в Кодексе коммерческих яхт Агентства морской и береговой охраны.

Между площадками для «взлета-посадки» и «полностью сертифицированными» лежит серая область компромиссов, что некоторые дизайнеры и строители не хотят обсуждать.

Международные авиационные правила требуют, чтобы все вертолеты, относящиеся к коммерческому воздушному транспорту, приземлялись на сертифицированную вертолетную площадку или в данном случае вертопалубу, которая должна быть построена по определенным стандартам.

Для посадки вертолета требуется довольно обширное пространство. Во многих случаях используется складывающееся ограждение, а также съемная сетка безопасности и освещение утопленного монтажа. А иногда и на самом судне происходят изменения во время полета вертолета. Например, жесткий хардтоп на 50-метровой яхте Westport Vango складывается на 90 градусов, чтобы создать дополнительный просвет, а также блокировать взаимодействие воздушного потока между ротором вертолета и мачтой яхты.

Расположение вертопалубы обычно обусловлено эстетикой яхтенного дизайна, а не потенциальными опасностями турбулентности и движения. Выбор владельца между приземлением на носовой части судна или на корме оказывает сильное влияние на компоновку палуб. Нахождение площадки на носу меньше воздействует на конструкцию и обеспечивает посадку тогда, когда кормовые палубы задействованы для отдыха гостей. Тем не менее, посадка в этом месте вообще не представляется возможным, когда яхта движется.

Следующим шагом, вероятно, будет проектирование площадки для конвертоплана, и одна английская дизайнерская фирма уже начала разрабатывать дизайн яхты, на борту которой может приземлиться самолет AW609. Но пока это вопрос будущего, так как создание подобной конструкции займет не менее трех лет.

Все вертолетные площадки проектируются с учетом аварийной нагрузки, которая в 2,5 раза превышает максимальный вес вертолета. Это требует дополнительного укрепления палуб и добавляет судну вес, что увеличивает общее водоизмещение и отрицательно сказывается на скорости и расходе топлива.

Designer_ greg-marshall-helypad

Каков должен быть оптимальный размер вертолетной площадки? Как правило, у верфей в современных проектах вертолетные площадки появляются на яхтах, длина которых более 45 метров. У проектировщиков есть термин «длина, свободная от препятствий», она должна быть в 1.25 раза больше длины между хвостовым ротором и главным ротором вертолета. «Например, если эта длина составляет 13 метров, тогда вам необходимо 16 метров длины,  свободной от препятствий. Это большая площадь, особенно на яхтах, меньше 70 метров», - говорит один из ведущих специалистов.

Очень важно, чтобы конструкторы и судостроители как можно раньше обращались за консультацией к специалистам в области авиации, чтобы избежать трудностей или последующего внесения дорогостоящих изменений. Основная цель состоит в том, чтобы в самом начале проектирования установить, каким образом владелец планирует использовать свой вертолет. Например, необходимо ли ему летать в ночное время, требует ли вертолет размещения запаса топлива, либо средств технического обслуживания на борту яхты.

 

Елена Корнеева, специально для Worldmarine.ru©