Когда лодки много. Manhattan 53



Этот новый флайбриджный круизер бросил рынку вызов, и заказы на него посыпались сразу после презентации. Как объяснить секрет успеха?

Новостные рубрики яхтенной прессы пестрят сообщениями о расширяющейся линейке крупных яхт Sunseeker, однако самой важной лодкой, которую создала за последнее время британская верфь, можно назвать Manhattan 53.



Все на этой яхте, начиная с первой ступеньки на трап флайбриджа, пробуждает в покупателях лояльность к бренду и делает ее своеобразной стартовой площадкой, с которой они начинают движение вверх по модельному ряду. Флот ее предшественников: Manhattan 50 и Manhattan 52 — составил 244 проданных корпуса, при этом на пике спроса яхты сходили со стапеля каждую неделю. Поддерживать такой уровень продаж нелегко, но в совершенно новом корпусе Manhattan 53, который отличается превосходным внешним и внутренним дизайном, на 15 % больше свободного места, а это как раз то, что нужно покупателям. Чуть менее года назад, сразу после премьеры лодки в Каннах и Саутгемптоне, верфь собрала 30 заказов. Но возникает важный вопрос: не получилось ли так, что дополнительное пространство и роскошь негативно сказались на ходовых характеристиках круизера, которыми всегда славились лодки Sunseeker?

ЧИСТО АНГЛИЙСКИЙ ТЕСТ

Мы оказались на Manhattan 53 в Пуле штормовым октябрьским днем, вскоре после выставки в Саутгемптоне. Оборудованная самыми мощными двигателями из предлагаемых (два MAN по 800 л. с.), на выходе в море яхта разогналась настолько шустро, что мы даже обернулись: не гонится ли кто за нами? 30 узлов с места за 26 с. весьма впечатляющий результат для яхты, которую никак не назовешь
недогруженной, а максимальная скорость по двум галсам составила 32 узла.

Корпус с переменной килеватостью ведет себя хорошо на всех скоростях и легко выходит на глиссирование на 15–16 узлах с минимальной помощью транцевых плит, однако если судить по расходу топлива, он определенно оптимизирован для диапазона высоких скоростей. Кривая дальности хода достигает максимума при чуть менее 2000 об/мин, когда судно движется со скоростью примерно 25 узлов. Для средиземноморской отпускной обыденности это означает, что завтракаете вы в Сан-Рафаэле, а обедаете уже в Портофино. Хотя этот третий в серии корпус предназначался для лазурных вод Средиземного моря, разрабатывали модель с прицелом на изобилующие барашками волн свинцовые воды Ла-Манша.



Вот по таким мы и ходили во время нашего октябрьского теста. В Стадленд Бэй был практически штиль, но вот у берегов Дорсета, с подветренной стороны известняковых скал юрского периода все было иначе. Крепкий ветер гнал по серому небу рваные облака, ряды крутых двухметровых волн шли походным маршем, и нам хватило первой, чтобы убедиться: нужно натянуть непромокаемые куртки. Пока мы неслись мимо скалы Старый Гарри, мощный корпус раздвигал волны и поднимал фонтаны брызг, которые на миг неотвратимо зависали над правым бортом, чтобы потом обрушиться на флайбридж и, застав врасплох пассажиров, окатить их.


ДИНАМИКА

Единственный способ получить фотоснимки яхты — двигаться параллельным курсом с 62‑футовой фотолодкой с нашими фотографами в сторону острова Уайт, когда ветер дул точно в корму. Manhattan 53 более чем уверенно держал курс: даже легкого движения рукояток управления 6‑цилиндровыми моторами MAN, обеспечивающими изрядную тягу на «низах», хватало, чтобы легко взбираться на горбы самых высоких волн. Маневрируя в кильватере фотолодки под команды садиста с камерой Nikon, мы выяснили, что, оказывается, не все так просто. Отклик на стандартные сигналы с поста управления был хороший, однако наша яхта периодически не хотела круто поворачивать вправо — один или два раза она будто застревала между волн, демонстрируя классические симптомы срыва потока на руле. После нашего теста инженеры Sunseeker провели диагностику и выяснили, что из-за более мощных двигателей и возросшего по сравнению с предыдущим корпусом водоизмещения
необходимо отрегулировать рулевое устройство.



Это стандартная операция, когда используются разные моторы, а из-за предшествовавшего боат-шоу специалисты верфи просто не успели провести внутренний тест и обнаружить этот нюанс. Так или иначе, представители Sunseeker гарантировали, что отрегулированные рули справятся со своей задачей. Фотографы закончили работу и ушли греться в салон фотояхты, а мы развернулись на обратный курс в Пул. Волны ощущаются более крутыми, когда идут на тебя, да и небо кажется темнее. Это знают все, кто когда-либо ходил в британских водах: погода хуже, чем ожидалось, предстоит еще долгий переход, и выбора нет, кроме как двигаться вперед максимально быстро. Manhattan 53 вел себя весьма уверенно. Острый форштевень рассекал волны, не позволяя ни одной капле упасть на палубу. Управление было легким и достаточно отзывчивым, чтобы постоянно выбирать оптимальный путь между обрушающимися гребнями, а проблема с рулем больше не проявлялась. На деле корпус оказался настолько мореходным, что у нас ни разу не возникло желания уйти с глиссирования — мы двигались к видневшемуся вдали побережью Дорсета на 18–20 узлах, постепенно наращивая скорость по мере приближения к подветренному берегу. Погода стояла, что называется, «классическая британская круизная», и Manhattan 53 доказал, что является классической британской круизной яхтой.

НА НИЖНЕЙ ПАЛУБЕ

На нашей тестовой яхте была оборудована опциональная каюта капитана — помещение с койкой и санузлом, куда попадаешь через люк в транце. Альтернатива ей — вместительная кладовка для оборудования и снаряжения. Что касается каюты, она небольшая, но функциональная и будет весьма полезной для чартерных нужд или если в путешествие отправляются подростки. Однако для тех, кто сам часто проводит много времени в море, кладовка, возможно, окажется ценнее.



Кроме этого, на борту Manhattan 53 обустроены три каюты и два санузла, причем более всего в планировке нижней палубе впечатляет третья каюта. Это нормальное помещение с двумя полноразмерными койками, между которыми достаточно места. Потолок высокий (1,85 м); правда, над одной койкой отформован короб с трапом- сходней, но дизайн настолько продуман, что вы это вряд ли заметите. А вот места для хранения вещей тут немного: шкаф для вешалок достаточно вместительный, но остальные рундуки неглубокие, а два маленьких ящика подойдут только для носков и белья. Носовая VIP-каюта тоже удачно спланирована: широкую двуспальную кровать по центру дополняет санузел с весьма просторной душевой кабиной по правому борту, попасть в который можно прямо из коридора. В каюте полно различных ящиков и рундуков, устроенных под кроватью и вдоль бортов. В свободное место под матрасом можно поместить сумки и чемоданы ваших гостей. Расположенная ближе к миделю мастер- каюта просторна и кажется даже больше, когда через широченные иллюминаторы ее наполняет солнечный свет. Высота потолка вокруг кровати повсюду позволяет стоять в полный рост, фигурность потолка над кроватью, вызванная конструкциями салона, не так выражена, как на предыдущей модели Manhattan 52. Только это, да еще ступень перед входом в санузел по левому борту напоминают, что ты находишься на лодке длиной 53 фута, а не на Manhattan 63. Продуманные жилые помещения, дополненные зонами отдыха и приема
пищи на главной палубе, оправдывают ожидания от флайбриджного круизера и удовлетворяют все потребности владельца, будь то отдых, сон или еда. Они явно «выходят за рамки» 53 футов, и большая семья или дружеская компания без труда разместится на борту.

ГЛАВНАЯ ПАЛУБА

Салон с обильным остеклением, низкой мебелью и приятной, рациональной планировкой выглядит необычайно просторным. Причем это не хитрый зрительный обман: камбуз помещен в носовой части палубы кают, а наверху нет никаких переборок или шкафов, которые бы перекрывали обзор. Глубокий, закрытый решеткой шпигат при входе из кокпита в салон не препятствует их размещению на одном уровне, тогда как пост управления и обеденная зона в носовой части приподняты на две ступени, что обеспечивает хороший обзор. За столом динетты легко разместятся четверо, а если добавить пару стульев, то и шесть человек. Еда готовится всего в нескольких шагах. Кок оценит широкие столешницы и множество шкафчиков для хранения кухонной утвари. Благодаря отсутствию обычного потолка (его заменяет лобовое стекло) камбуз ощущается особенно просторным, светлым и наполненным воздухом. Рядом, за спинкой сиденья рулевого, оборудован холодильник для вина и ящик для
бокалов, а в стоящем в салоне серванте также предусмотрено множество ящичков плюс спрятан ЖК-телевизор.

В интерьере с предельно практичной планировкой на нашей тестовой лодке присутствовали белые лакированные поверхности и кремовый винил, а шпон из дорогого американского черного ореха создавал гармоничный баланс между современной сдержанностью и умеренной роскошью. Особенно привлекателен был салон, где днем отделка ощущалась стильной и элегантной, а к вечеру мягкие диваны создавали атмосферу домашнего уюта. На флайбридже также много места для отдыха, включая широкие лежаки для загара, и сидений в достатке. В хорошую погоду наверху за самым большим на борту столом можно отобедать всей семьей, укрывшись от солнца под тентом бимини. Центральную стойку стоит оборудовать грилем и холодильником. Другая зона для загара расположена на носовой палубе, куда попадаешь по широким и безопасным боковым проходам. Кроме того, лежак есть и за подковообразным диваном в кокпите. Если нужно, его можно заказать еще более широким, но тогда придется пожертвовать местом в кокпите.

ВЕРДИКТ

Если со стороны этот новый флайбриджный круизер от Sunseeker, возможно, и не сильно отличается от своих успешных предшественников, то внутри он претерпел немало существенных изменений. Самое важное, что планировка главной и нижней палубы стала гораздо более эффективной в отношении использования доступного пространства. Это работает: встаньте в салоне или в каюте по правому борт — и Manhattan 53 покажется вам больше, чем он есть на самом деле, и дело тут вовсе не в увеличении длины и ширины корпуса. С двумя моторами по 800 л. с. лодка ведет себя так, как и должно яхте Sunseeker: энергично разгоняется до высоких скоростей, на которых ей позволяет комфортно идти первоклассный корпус. Условия во время теста оказались достаточно жесткими для судна такой
длины, и лодка справилась с ними красиво. Manhattan 53 является не только хорошим инструментом для отдыха — ею еще очень приятно управлять. Верфь Sunseeker известна тем, что присваивает
своим яхтам не вполне точные индексы: 53‑я лодка на самом деле длиннее по ватерлинии и от носового роульса до транца, чем большинство 55‑футовых яхт. В ней много лодки и много удовольствия!

Журнал Motor Boat & Yachting