Вельветовый катер



Почетно оказаться первым, кто побывал на новой лодке и протестировал ее, особенно если эта лодка необычная. Но в этот раз право первого выхода досталось Рустаму Минниханову, Президенту Республики Татарстан, который посетил съемки кинофильма с участием Velvette 33 Intelligent

Что ж, мы не в обиде, тем более что такая лодка достойна столь почетных персон. Порою мелькнет вдруг в бесконечной череде повторяющих друг друга моделей этакая редкая птица — необычная, инновационная, непохожая на большинство лодка, чей немой призыв — «Посмотри на меня!» — не остается безответным. Опережающий время дизайн, оригинальные инженерные решения и сильнейший «вау-фактор» делают свое дело: об этих лодках говорят, пишут и даже снимают в кино. А многие даже завидуют тем, у кого хватает смелости (и денег!) приобретать столь экстравагантные вещи. Вот и с этой лодкой — героиней нашего рассказа — я познакомился во время съемок историко- приключенческого фильма «Сокровища озера Кабан», где Velvette 33 Intelligent была отведена важная миссия. Здесь нет никакой ошибки: дело было не на Лазурном берегу, а в Казани, и лодка эта родилась не в итальянских дизайн-студиях, а тоже у нас, в России.

Можно однозначно сказать: прежде отечественные судостроители на подобное не решались, да и в европейском прогулочном флоте похожие лодки можно пересчитать по пальцам. Поэтому я был весьма заинтригован предстоящим тестом и по пути в опаленную безжалостным солнцем Казань озабочен мыслью: что же это за «фрукт»? Красивый реквизит для киносъемок, напоминающий лодку суперагента 007, или «наш ответ Чемберлену»? Забегая вперед, скажу: увиденное меня порядком удивило и порадовало. «Интеллигент» — дитя молодых родителей, которые за прошедшее десятилетие уже успели заработать положительную репутацию на российском яхтенном рынке.

Прежде казанские верфи Velvette и Faserind Boats выпускали традиционные по типу катера, а Intelligent увидел свет не так давно, уже после того как Velvette приобрела бывшего конкурента. Кстати, в разговоре владелец верфи Velvette Михаил Клопоух намекнул, что проект Intelligent стал одной из весомых причин сделки с Faserind Boats. Иными словами, наследственность у Velvette 33 прослеживается. Первый и пока единственный корпус, который весной показали на выставке MBS, оказался от рождения приятного насыщенного шоколадного цвета. Верфь предлагает еще четыре опциональных цвета — черный, красный, синий и кремовый: за них придется доплатить 87,5 тыс. руб., а вот катер мечты в исполнении «металлик» обойдется на 162,5 тыс. руб. дороже.

«Главный недостаток Velvette 33 Intelligent в том, что эта лодка может оказаться символом тщеславия, — рассказывает ее конструктор Ленар Мухутдинов. — И миссия ее сведется к удовлетворению собственного эго владельца. Создавая эту модель, я не брал за основу аналогичные западные проекты, а придумывал все с чистого листа, хотя отчасти вдохновение придавали концепты Wally. Передо мной стояли три задачи: во‑первых, лодка должна стать особенной, не такой, как другие; далее: эксплуатация ее должна быть максимально необременительной, и, наконец, она должна не только воплощать имидж, но и предоставлять комфортный, безопасный отдых».Дизайн Velvette 33 необычен даже на фоне Wally и Art of Kinetic. Форштевень судна имеет модную форму «axe» (секира). В носу, выше ватерлинии устроен оригинальный якорный «ящик», при этом якорь в поднятом состоянии спрятан в корпус. Остекление надстройки тоже выглядит нестандартным: в нем удачно сочетаются явно выраженные, как у истребителей «стелс», углы и плавные линии, смягчающие жесткую эстетику Velvette 33.

Верфь подчеркивает, что заказчик вправе выбирать планировку главной палубы, то есть фактически создать индивидуальное, единственное в своем роде судно. Правда, пост управления всегда будет на левом борту. Его положение выбрано неспроста: дизайнеры посчитали, что левый «руль» привычнее для тех, кто водит автомобиль. Момент дискуссионный, однако некоторые производители яхт прислушиваются к опыту авиастроителей, которые кресло командира экипажа на самолетах располагают слева. Считается, что реакция правой руки у человека более быстрая, поэтому в воздухе и на воде, где в критической ситуации важно моментально сманеврировать, а не сбросить скорость, штурвал судна размещают под «быструю» правую руку.

«Медленная» левая на Velvette 33 оказывается на рукоятке двигателя, и если ее уподобить кулисе коробки передач, то даже при левом расположении штурвала это напоминает… праворульную машину.Удобная для управления лодкой приборная консоль не только называется консолью, но является таковой по конструкции. За штурвалом чувствуешь себя комфортно и сидя, и стоя, опираясь на широкий, снабженный откидным валиком двухместный диван. На будущее я бы порекомендовал поменять местами многофункциональный дисплей и прибор контроля параметров Volvo Penta: на мой взгляд, карту с маршрутом удобнее читать справа, где она будет видна не только капитану, а значит меньше вероятность навигационной ошибки.Миниатюрный камбуз напротив поста управления оборудован мойкой, совмещенной с двухконфорочной плитой, и небольшим холодильником — стандартный «джентльменский» набор для лодки выходного дня. Холодные напитки — самый ходовой продукт на борту в жаркий летний день, и в фальшборте левого борта предусмотрены три глубоких рундука, один из которых снабжен фиксаторами (!) под пятилитровые бутыли с водой. Решение, бесспорно, практичное, но вместо одного рундука я бы заказал дополнительный, встроенный в борт, холодильник.

Большую часть площади палубы занимает «уголок» динетты со столиком (регулируется по высоте) и широкий лежак для загара: ленивая нега с коктейлем — основной вид «интеллигентного» отдыха. Вспомнив похожий трансформируемый лежак на Windy 31 Zonda, я потянулся передвинуть спинку ближе к столу, чтобы увеличить место для загара. Однако трюк не удался: спинка зафиксирована и не предполагает перераспределение пространства между сиденьем и лежаком. Главная палуба не изобилует поручнями и релингами, но в кокпите всегда под рукой мебель (без острых углов!) или обрамление идущего почти до кормы остекления. А вот область транца, на первый взгляд, защиты лишена напрочь. Но здесь скрыт еще один дизайнерский сюрприз: в корме на газовых опорах поднимается прямоугольная рама, которая задержит зазевавшегося пассажира, чтобы тот не улетел за борт. Конструкция выглядит легкой, может непроизвольно сложиться, и на борту даже возник спор по поводу ее целесообразности. На мой взгляд, на открытом транце даже такой, пусть не очень крепкий ограничитель, полезен, хотя над ним стоит еще поработать. На нижней палубе Velvette 33 оборудованы две двухместные каюты и один санузел.

Если каюта-«конверт» под постом управления и камбузом вполне стандартная, то вот не совсем обычная ориентация кровати в носовой каюте удивила. По замыслу дизайнеров, спать там нужно «ногами вперед», и тогда прямо над головой оказывается широкий световой люк (продолжение лобового стекла), через который, засыпая, можно считать звезды. Задумка, безусловно, романтичная, но я бы предпочел хотя бы тонированное стекло. Во‑первых, это скроет видимую снаружи светлую обшивку переборки, а во‑вторых, не даст вам обгореть во сне под утренним солнцем (нам обещали поставить шторки). В конце концов, можно лечь головой в нос — кровать позволяет. Что касается шкафчиков и ящиков для одежды, то в каютах с этим полный порядок. «Рациональность, экономичность и минимальное негативное воздействие на окружающую среду», — так сформулировали создатели Velvette 33 одну из концептуальных задач своего детища и постарались реализовать ее через новые технические решения. Геометрия днища лодки  довольно сложная.

 .

Она включает центральную гидролыжу, которая начинается практически от форштевня; сильно развитые скулы- спонсоны, в поперечном сечении напоминающие крыло чайки и со своей гидролыжей на нижней кромке; поперечный стреловидный редан в районе 1/3 длины от транца, где заканчивается центральная гидролыжа; наконец, радиальные обводы днища в зареданной области. Кому-то такие обводы напомнили «сани Фокса», а мне — «морской нож» Питера Пейна. Там, как и на Velvette 33, бортовые туннели были призваны обеспечивать поперечную ходовую остойчивость, а за подъемную силу на корпусе отвечала широкая гидролыжа по ДП и реверсоры. Но это только легкие аналогии: обводы Velvette 33 полностью оригинальны. На тестовой лодке стоял один мотор — дизельный Volvo Penta D4 (300 л.с.) с колонкой DPH, и на озере Нижний Кабан (ограниченная закрытая акватория длиной чуть более километра) мы попытались понять возможности этого «Интеллигента». Максимальная скорость составила 52 км/ч при 3200 об/мин.

Двигатель немного не добирал обороты, по всей видимости, из-за неоптимально подобранного гребного винта, но при этом лодка довольно легко начинает глиссировать, показывая плавный ход, превосходную курсовую устойчивость и маневренность не хуже, чем у обычных килеватых корпусов. Предполагается, что через туннели должна происходить аэрация днища, и было бы любопытно увидеть (например, посредством подводной съемки), как все это работает. А также провести полный тест Velvette 33 на волне и с другими двигателями: максимально мощная моторная установка — два бензиновых Volvo Penta 8.1L GXi по 420 л.с. (колонки DPS), расчетная скорость с которой должна перевалить за 100 км/ч.

 

Более того, верфь уже получила заказ на такую «заряженную» лодку, причем заказчик, известный автогонщик, потребовал, чтобы «максималка» гарантированно была больше сотни. Это не означает, что с одним мотором Velvette 33 не имеет права на существование, но смею предположить, что, помимо дизайна, покупатели будут ждать от судна и определенной резвости. У меня сложилось впечатление, что лодка сама «просит» второй мотор, который добавит ей свободы полета.

Заканчивая рассказ об этом амбициозном проекте, скажу так: первый в серии Velvette 33 Intelligent оказался весьма неплох! Если сейчас, накопив отзывы видевших лодку специалистов и клиентов, верфь Velvette доработает проект в деталях, то может получиться серьезный «выстрел», который заметят не только в России, но и за рубежом. Важно, что после приобретения проекта Velvette оптимизировала производственные процессы и привела базовую стоимость лодки к 4 970 500 руб. В итоге получилась оригинальная, красивая и при этом наполненная практическим смыслом «игрушка», которая и в море вас отвезет, и оду вашему тщеславию исполнит, причем по вполне резонной цене.

Журнал Motor Boat & Yachting Russia