На регистрацию пожалуйста!



Многим ситуация с регистрацией яхт в России кажется весьма туманной. Что полезно знать тем, кто собирается приобрести яхту?
Владеть солидной яхтой — хоть для путешествий, хоть исключительно для имиджа — дело хорошее. Если вы планируете столь дорогое приобретение, нелишне знать о некоторых сложностях, которые подстерегают будущего судовладельца. И если верно латинское высказывание «Рraemonitus praemunitus» («Предупрежден — значит вооружен»), проблемы эти неожиданными не окажутся.

ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?

Начнем с того, что международное морское право не содержит норм, прямо требующих регистрации судна. Тем не менее по конвенциям любому судну лучше иметь флаг какого-либо государства, для чего следует пройти процедуру регистрации согласно законодательству этой страны. Тогда государство флага должно осуществлять контроль над судном, гарантировать его соответствие техническим и юридическим нормам и даже защищать.

Вопрос: а можно ли как-то избежать всех этих сложностей и владеть яхтой в свое удовольствие, без регистрации?

Можно, если судно намертво пришвартовано либо вы собираетесь остаток жизни провести в открытом море и вам не важны права собственности. Государственная регистрация не только удостоверяет право плавания под тем или иным флагом, но и закрепляет за владельцем право собственности на судно. Во всех остальных случаях ответ «нет». Хотя в некоторых странах регистрация яхт не требуется, а их государственную принадлежность определяет гражданство владельца (пример — Швеция). Такие суда, не внесенные ни в один судовой реестр, в юридическом плане выглядят как отщепенцы. Отсутствие государственного флага делает судно и его владельца беззащитными перед многими обстоятельствами. При обнаружении такой яхты в территориальных водах некоторых стран владельца могут оштрафовать, а судно даже арестовать.


РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР

В этой публикации затронуты в основном вопросы регистрации моторных яхт.

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 36-ФЗ от 23.04.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» в Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) и в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) внесены поправки, относящиеся к процедурам регистрации судов и прав на них (включая маломерные суда), а также классификации и освидетельствования судов.

Согласно ч. 1 ст. 33 КТМ РФ и ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ не подлежат государственной регистрации, классификации и освидетельствованию:

  • шлюпки и иные плавсредства, которые являются принадлеж-ностями отдельного судна;
  • плавсредства массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10 л. с.);
  • спортивные парусные суда без двигателей длиной до 9 м, не оборудованные местами для отдыха (спальные места).

РЕЕСТРЫ РЕГИСТРАЦИИ СУДОВ

1.    Маломерные суда (суда длиной не более 20 м с количеством людей на борту не более 12), не занятые коммерческой деятельностью, подлежат классификации, освидетельствованию и государственной регистрации в Реестре маломерных судов с выдачей судового билета. Процедуры осуществляет ГИМС МЧС России.

2.    Маломерные суда, занятые коммерческой деятельностью, подлежат классификации, освидетельствованию и государственной регистрации в Государственном судовом реестре с выдачей судового билета. Классификацию и освидетельствование проводят Российский Морской регистр судоходства (РМРС) или Российский Речной регистр (РРР); государственную регистрацию проводят капитан морского порта либо ГБУВПиС (Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства).

3.    Прогулочные суда длиной более 20 м или с количеством людей от 12 до 18, не занятые коммерческой деятельностью, подлежат классификации и освидетельствованию РМРС или РРР с выдачей соответствующих актов. Государственную регистрацию и выдачу судового билета осуществляют капитан морского порта либо ГБУВПиС.

4.    Любое судно, не относящееся к категории маломерных (за исключением упомянутых выше), вне зависимости от деятельности (коммерческая или нет), подлежит классификации и освидетельствованию РМРС или РРР, а для судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов, — также Германским Ллойдом или Бюро Веритас с выдачей классификационного свидетельства и свидетельств, предусмотренных КТМ или КВВТ соответственно и международными конвенциями. Государственную регистрацию осуществляет капитан морского порта либо ГБУВПиС; выдаются свидетельства о собственности и о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации; при этом суда смешанного (река–море) плавания регистрируются капитанами морских портов (как и суда п. 2, п. 3).

То есть маломерные суда, занятые коммерческой деятельностью, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре, а не занятые таковой — в Реестре маломерных судов. При этом на ГИМС возложена регистрация маломерных судов, не занятых коммерческой деятельностью, на капитана морского порта или ГБУВПиС — судов, которые в таковую вовлечены (ст. 35 КТМ РФ, ст. 17 КВВТ РФ).

Согласно письму № ОВ‑28/1947 от 25.02.2013 г. заместителя министра транспорта РФ, разделение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между РМРС или РРР определяется в зависимости от районов плавания судов:

  • внутренние водные пути — РРР;
  • морские районы с удалением от мест убежища или берега до 12 миль включительно — РМРС или РРР (по выбору судовладельца);
  • морские районы с удалением от мест убежища или берега свыше 12 миль — РМРС.

ГДЕ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ТАЛИЮ?

В очередной раз приходится признать, что размер имеет значение. От длины яхты будут зависеть многие вопросы, связанные с ее регистрацией. Но сначала заметим, что само понятие «яхта» в официальных документах отсутствует. Применительно к прогулочным судам законотворцы давно утвердили в определенной степени уничижительный термин «маломерное судно» (маломерка — вещь неполной меры, неполноценная). Ну да бог с ними, с терминами — суть не в них.

Без флага и регистрации яхта лишается защиты государства

Согласно ст. 7 КТМ РФ и ст. 3 КВВТ РФ маломерным считается судно длиной не более 20 м... Но почему 20? По числу пальцев на руках и ногах или по каким-то более весомым основаниям? Согласно международным нормам, к категории малых (точнее, прогулочных — pleasure) относятся суда длиной до 24 м. Следовательно, яхта длиной 23,60 м, приобретенная за границей, построенная и оборудованная по стандартам для прогулочных судов, попав в Россию, формально причисляется к судам крупным со всеми техническими требованиями к таковым. Даже если судно не предназначено для коммерческой деятельности, оно поднадзорно структурам Минтранса (классификация в регистрах, регистрация у капитана порта или в ГБУВПиС), и тут могут возникнуть сложности, поскольку для малых и крупных судов действуют разные требования — к конструкции, оборудованию и пр.

Ситуация осложняется еще и тем, что, согласно директиве Евросоюза RCD EU 2013/53/EU (Recreational Craft Directive, европейские нормы проектирования прогулочных судов), длина судна измеряется между крайними точками собственно корпуса, без внешних конструкций. А в российской практике под длиной понимается габаритная длина судна — расстояние между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса с учетом выступающих частей. Так что даже если в спецификации на вашу яхту, построенную, скажем, в Голландии, указано LH 20 m (Hull Length, длина корпуса), приниматься во внимание будет LOA 21 m (Length Over All, длина габаритная). Остается уповать на милость инспекторов регистров и, если повезет, на попутное согласование верфью проекта с одним из зарубежных классификационных обществ (такое иногда случается).


ДОКУМЕНТЫ, МЕСТО И ВРЕМЯ

Перечни документов для регистрации судна в Государственном судовом реестре или Реестре маломерных судов опубликованы в различных источниках, поэтому в статье мы отметим только наиболее важные моменты.

В перечнях указаны правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор на постройку судна, справка-счет и пр.), подтверждающие происхождение судна, свидетельство о годности к плаванию, классификационное свидетельство, документ об исключении судна из других реестров (если судно прежде имело регистрацию).

Документы на государственную регистрацию новой яхты гражданину РФ необходимо подать в течение 30 дней со дня ее приобретения. Документы должны быть на русском языке, иностранные документы следует перевести и заверить должным образом.

Если яхту регистрируют на юриди-ческое лицо, дополнительно необходимо предоставить подлинники и копии документов о государственной регистрации компании, справку об учете яхты на балансе, копию приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию яхты, доверенность на представителя компании.

Предложений по регистрации яхт немало — важно сделать правильный выбор 

Решение о государственной регистрации судна или отказе в регистрации должно быть принято в течение месяца с момента подачи соответствующего заявления. Срок регистрации судна может быть продлен не более чем на месяц для проверки подлинности представленных документов.

Регистрация маломерного судна должна быть проведена в течение трех рабочих дней с момента предоставления пакета документов на регистрацию.

При государствен-ной регистрации яхты выдается судовой билет. В КТМ РФ (п. 2, ст. 27) и КВВТ РФ (п. 10, ст. 14) указано, что судовой билет удостоверяет право плавания под государственным флагом РФ, право собственности на судно и годность судна к плаванию и принимается в любой стране мира любыми уполномоченными структурами, включая страховые компании. При этом судовой билет не удостоверяет соответствие судна правилам классификации и постройки, не является подтверждением наличия у судна класса и годности к плаванию.

Регистрация осуществляется в территориальных отделениях соответствующих органов, под юрисдикцию которых подпадает адрес регистрации владельца или место базирования судна.

В интернете «гуляет» информация, будто яхту, которую приобрели за рубежом и ввозить в Россию не планируют, зарегистрировать здесь не удастся: российские органы регистрации требуют наличия судна на территории страны со всеми документами в установленном порядке. Но РМРС признает результаты осмотра грузового суда в любом порту, проведенного либо собственным инспектором, либо лицензированным сюрвейером. Точно так же известны факты осмотра представителями РМРС судов длиной более 20 м в Финляндии и Турции.

ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ

Яхту можно регистрировать как в России, так и за ее пределами. Простая процедура регистрации, льготное налогообложение, нежелание показывать свое приобретение соотечественникам и прочие факторы побуждают владельцев яхт идти под «удобные» флаги. В Англии, к примеру, резиденты королевства регистрацию яхты могут осуществить по интернету (£ 30, оригиналы документов высылают почтой). В России процедура регистрации сложнее, а стоимость существенно выше.

Выбор государства, где владелец яхты решит проводить регистрацию, и флага, под которым яхта будет ходить, зависит от многих обстоятельств. Помимо юридических, экономических и организационных, следует учесть и то, воды какого государства яхте предстоит по большей части бороздить.

Предложений по регистрации яхт в крупных странах и офшорах много, цены, сроки и требования указывают самые разные. В таблице приведены особенности регистрации яхт в некоторых часто рекомендуемых странах (регистрах). В их числе — Каймановы и Британские Виргинские острова (заморские территории Великобритании в Карибском море), Сент-Винсент (Сент-Винсент и Гренадины — независимое государство в Карибском море, входит в Содружество наций), Гернси (остров в проливе Ла-Манш в составе Нормандских островов).

Есть ряд обстоятельств, которые следует учитывать при постановке яхты под тот или иной флаг, в том числе объем полномочий местного представителя в государстве флага и особенности регистрации компании.

При регистрации яхты за рубежом также потребуются следующие документы: договор купли-продажи (Bill of Sale), отмена прежней регистрации (если таковая имелась), выписка о регистрации компании, сертификат производителя (Builder’s Certificate) для новой яхты, технические характеристики и название яхты, акт освидетельствования (Survey Report), список спасательного и радиооборудования в соответствии с районом плавания. Отметим и то, что указанные выше регистры не требуют раскрытия бенефициара компании.

Регистрация яхты в офшорах производится преимущественно на компанию (ее можно купить или зарегистрировать), но есть и предложения по регистрации на физическое лицо — нерезидента. Такое возможно, к примеру, в штате Делавэр (для этого не требуется лететь в США), но следует знать, что регистрация касается только яхт, находящихся в юрисдикции штата, и прекращается при отсутствии их более полугода.

Не стоит полагать, что регистрация яхты под чужим флагом совсем уж дешевая. При покупке новой лодки в Испании можно получить временную регистрацию на год (с правом продления) и без уплаты НДС. Стоимость регистрации — около € 1500, продление — € 1000.

НДС

Покупая яхту на территории ЕС, гражданин России может не платить НДС, что многих привлекает. При этом в течение 30 суток (требования в разных странах могут различаться) он обязан вывезти яхту за пределы ЕС (оформить экспортную декларацию). Далее, поставив яхту под какой-нибудь флаг (зарегистрировав), он имеет право войти в зону ЕС сроком на 18 месяцев по режиму временного импорта (Temporal Importation) без уплаты НДС. Если яхту ввезти на машине или на борту грузового судна, срок сокращается до 6 месяцев.

По истечении этого срока (18/6 месяцев) яхта должна покинуть территорию ЕС: требуется оформить выход и закрыть режим временного импорта. После этого яхта может снова вернуться в зону ЕС на срок 18 месяцев. Интервал между выходом из зоны ЕС и возвращением законом не регламентируется, а для подтверждения пребывания яхты за пределами ЕС обычно достаточно какого-либо платежного документа (чека), прямо относящегося к яхте.Нарушение этих правил преследуется по закону вплоть до ареста лодки.

Если, прочтя эти заметки, вы не передумали покупать яхту, прекрасно. Понятно, что владелец крупной яхты не станет сам заниматься рутинными процедурами, а поручит все хлопоты капитану, другому доверенному лицу или какой-либо организации. Но в любом случае он должен знать, что его ждет. Тогда не придется удивляться тому, что все происходит не так быстро и просто, как хотелось бы. Предупрежден — значит вооружен.

©Журнал MotorBoat & Yachting, август 2015, текст Ирина Липовецкая