busines

Советская субмарина на мели в шведских территориальных водах



Во время моих новогодних каникул в Швеции, друзья рассказали мне давнюю историю, которая произошла с русской подводной лодкой в водах Швеции в начале 80-х годов. В то время Швеция страстно охраняла свои воды от русских военных и ждала атаки с моря.

Они были уверены, что русские захотят рано или поздно захватить стратегически важную страну - Швецию(?). На содержание военного флота Швеции выделялись немалые средства, а налогоплательщики постоянно требовали пояснений, куда эти деньги уходят.

Регулярно готовились отчеты, каково вооружение флота, какие проводятся исследования, и как замечательно несут свою службу военные моряки... Но однажды произошло то, что объяснить никто из военных, а тем более из госслужащих был не в силах, и историю всячески пытались замять и забыть...

Советская субмарина села на мель в шведских территориальных водах - 1981

ИНЦИДЕНТ

В октябре 1981, русская субмарина W-137 случайно сбившись с курса (отказала навигация) села на подводную скалу в 2 км от шведской главной Морской базы в Карлскроне (Karlskrona). Больше 18 часов субмарина W-137 пыталась отчаянно выбраться на собственных двигателях, и никто в Швеции не заметил лодку. Как ни странно, субмарину обнаружил шведский рыбак, но на его заявления о советской подлодке в тылу врага государственные шведские службы только покрутили у виска - видать рыбак хватанул лишнего.Лодка находилась на мели в течение 10 дней. Российский Флот послал спасательную команду в Швецию. В результате переговоров между Кремлем и шведским правительством, капитан российской Субмарины был взят на допрос. Однако, из этого мало чего толкового вышло. Капитан сам не знал, где он находится... Субмарину выпустили. Событие попало на все первые полосы новостей - Си-Би-Эс, Би-би-си, ATV и другими.

Лодка была W-класса (Whisky) и несла ядерное оружие. Лодка принадлежала российской морской базе в Лиепая.

НАСКОЛЬКО СЕРЬЕЗНЫМ БЫЛО ВТОРЖЕНИЕ?

Все, кто смотрит на фотографии, задаются вопросом "насколько это было близко к войне?" Русские тогда послали спасательную группу, состоящую из 3 океанских буксировщиков, сопровождаемых 140 метровым эсминцем "Образцовый", с командой в 320 человек. Эсминец был оснащен ракетами SSN 2 C Styx Missiles, с диапазоном 80 км, несколькими 76-миллиметровым пушками, торпедами и различными зенитными ракетами. "Образцовый" приплыл вместе с другим вооруженным эсминцем. У командующего оперативной группы - Адмирала А. Калинина был приказ пройти через шведскую границу, спасти W-137 и буксировать его назад.

Командир субмарины получил приказание ожидать своих спасателей и быть готовым отразить попытку захвата ПЛ. На кромке территориальных вод вместе со спасательными судами находился и отряд боевых кораблей, получивший задачу прорваться и отбить лодку, если ее попытаются захватить. Субмарина W-137 не посылала сигнала бедствия, и Швеция не принимала этих сигналов и требований спасения субмарины.

Швеция не разрешала въезд спасательной группе Калинина. Калинин и его судно продвигались на полной скорости вперед к шведской границе. Шведский Премьер-министр Torbjörn Fälldin приказывает, чтобы Верховный Командующий "содержал границу в чистоте". Береговой артиллерии приказано было стрелять в любого из этих двух эсминцев (но не в буксировщики или в спасательное судно), в случае пересечения границы Калинин был только в 1 миле от границы, когда ему сообщили, что шведские радары засекли его судно. В 60-секундах хода от границы Калинин поворачивает свое судно обратно вместе с другим эсминцем - но Субмарина-спасатель продвигалась через границу. Но вскоре и она была остановлена 3 шведскими торпедными лодками Spica Class.

Из-за плохой видимости шведская береговая охрана приняла эти два эсминца за торговые немецкие суда, перевозившие зерно.

Дело приняло официальный оборот, и в итоге субмарину с камней снимали все равно шведские спасатели "Шведские каникулы" завершились 6 ноября, в тот самый день, когда советские газеты наконец-то сообщили о случившемся. Снятая с мели 137-я, несмотря на восьмибалльный шторм, своим ходом в надводном положении двинулась к родным берегам. Утром 7-го она уже входила в свою базу. По словам участников этого похода, неприятности начались чуть ли не с самого начала. Еще в первой половине дежурства, до промежуточного отдыха, 137-я зацепила рыбацкий трал. Снасть осталась цела, а у ПЛ оказалась свернутой рамка-антенна радиопеленгатора. В ночь с 27 на 28 октября лодка всплыла и начала движение в режиме "винт-зарядка" - дизеля, вращая гребные винты, одновременно заряжают аккумуляторы. Приблизительно около полуночи, когда все находившиеся на мостике были уверены, что на многие мили вокруг открытое море, двигавшаяся со скоростью 7,2 узла ПЛ внезапно наскочила на мель.Момент этот был в прямом смысле слова сногсшибательным. Нос подняло и лодку положило на левый борт с креном 15º. Все, кто находился на мостике, были сбиты с ног и едва не повылетали за борт. Еще не оправившийся от боли командир сыграл боевую тревогу и дал команду "Стоп моторы!". Попытки сняться с мели задним ходом успехом не увенчались, - лодку только немного развернуло. Правда, несколько уменьшился крен.

Включенный прожектор выхватил из мрака какие-то белые глыбы. Не потерявшие присутствия духа старпом и боцман еще нашли в себе силы пошутить на тему "А не на Северном ли мы полюсе?" К счастью, после того, как экипаж осмотрелся в отсеках, выяснилось, что ни повреждений, ни течи, ни замыканий нигде нет.При разборе полетов, Капитан U-137 утверждал, что гиро компасс судна не работал должным образом, и он полагал, что находится в водах вдоль польского побережья, и что он был удивлен,оказавшись на скале у шведской Военно-морской базы.

На субмарине оказался человек, более высокого звания, чем капитан, и представился как пассажирский и навигационный эксперт. Политический чиновник на борту также имел свою собственную версию и сказал шведской комиссии, что субмарина находилась на острове Борнхольм в Дании!

После того, как все перипетии аварии остались позади, экипаж еще долго удивлялся беспечности шведской службы наблюдения. Ну ладно, ночью прохлопали (хотя тоже разгильдяйство непростительное). Но вот как уже после рассвета лодка под советским флагом "сидела" по соседству с иностранной военной базой - и как-будто так и надо? Причем, режим полного радиомолчания командир отнюдь не соблюдал. Вот вам и русские Магеланы... Плыли в Польшу, полагали, что они в Дании, а сидели на мели в Швеции...

Основные характеристики субмарины:

Тип корабля Средняя торпедная ДПЛ

Классификация - НАТО Whiskey 134

официальное обозначение ВМФ - проект No 613

Скорость (надводная) - 18 уз

Скорость (подводная) - 13 уз

Рабочая глубина погружения - 170 м

Предельная глубина погружения - 200 м

Автономность плавания 12 000-15 000 миль

Экипаж 52-54 человек 

Водоизмещение надводное - 1030 тонн

Водоизмещение подводное - 1350 тонн

Длина наибольшая (по КВЛ) - 76 м

Ширина корпуса наиб. - 6,7 м

Высота  -11 м

Средняя осадка (по КВЛ) - 4,6 м

 

Worldmarine.ru © Ирина Иванова, по материалам истории





Рекомендуем почитать

Свадьба на 35-м подводной лодке на глубине 200 м

Компания U-Boat Worx представила концепт 35-м автономной подводной лодки Under Water Entertainment Platform (UWEP). Субмарина нового класса станет первой в мире в своем роде, способной погружаться на глубину до 200 м.Подводная развлекательная платфор Читать далее »

подписка на новости

Укажите адрес Вашей электронной почты