Лето. Время думать о зиме



Подготовка лодки к навигации, как бы странно это ни звучало, начинается по завершении предыдущего сезона. Чтобы весной не обнаружить свое судно в удручающем состоянии, необходимо грамотно провести консервацию и организовать зимнее хранение.

Ошибки при проведении консервации яхты, к сожалению, случаются и впоследствии могут дорого обойтись. Как застраховать себя от ненужных трат? За экспертным мнением MBY обратился в ведущие российские компании по сервису яхт.

ОСЕНЬ

Поднять лодку из воды поздней осенью — это еще и не полдела. Современные яхты и катера напичканы всевозможными системами, не рассчитанными на минусовые температуры. И даже если есть возможность хранить судно в тёплом эллинге, необходима консервация. Также хорошо бы, не откладывая, определиться с графиком работ по техническому обслуживанию, ремонту и обновлению судна: что можно сделать еще осенью, что — в период зимнего отстоя, а что отложить до весны.

Работы по консервации в первую очередь касаются силовых установок, приводов и систем. Двигатели, особенно на больших яхтах, могут работать годами и переживают сами лодки. Но только если заботиться о них. В конце сезона необходимо заменить все фильтры, другие расходные элементы, масла и эксплуатационные жидкости. Причем делать это надо даже на двухтактных подвесных моторах, которые, казалось бы, не требовательны к обслуживанию, ведь даже в их редуктор с маслом за сезон через сальник может просочиться вода. Подшипник зимой гарантированно заржавеет, мороз может разорвать силуминовый корпус или выдавить сальник. Чем больше лодка, тем больше на ней различных механизмов и систем: гальюны, души, кондиционеры, джакузи, кран-балки и т. п. Внутри у всех них течет своя «кровь», и системы эти необходимо профессионально и по-разному обслуживать. Например, водяную систему консервируют жидкостями, включающими безопасные в пищевом отношении пропиленгликоль или этиленгликоль с добавлением спирта и красителя. Подкрашенная в розовый цвет жидкость весной легко удаляется: ее сливают и промывают танки до тех пор, пока не пойдет прозрачная вода. А вот токсичные жидкости (тосол и пр.) сегодня уже не используют даже в системах технической воды.

По поводу зимовки топливных баков существуют разные мнения. Их рекомендуют оставлять либо абсолютно пустыми, либо полными. В промежуточных вариантах образуется конденсат, из-за которого впоследствии забиваются фильтры. Тем не менее многие яхты зимуют с тем количеством топлива, которое остается в танках: сливать горючее, как правило, некуда, а заливать тонны дизеля в конце сезона жалко. Лучше не экономить. Большинство специалистов советуют все-таки зимовать с полными баками, так как пустые не гарантируют абсолютного отсутствия конденсата, равно как и применение специальных присадок.

Яхта должна зимовать либо с полными, либо с абсолютно пустыми топливными баками

Винты и валы сами по себе не требуют обслуживания, но изменение их геометрии, даже незаметное для глаза (в результате, например, неудачной встречи с топляком), может стать причиной вибрации и серьезных повреждений редуктора. Так что этот вид работ можно отнести к категории срочных.

Нелишне отметить, что предъявить какие-либо претензии весной может только тот, кто правильно готовил лодку к зиме. Поэтому лучше, когда консервацию и подготовку яхты к сезону делает одна и та же компания, а еще лучше — один и тот же механик (механика, как и дантиста, стоит менять как можно реже). Хорошо, если на лодку ведется формуляр, где отмечается состояние систем и механизмов, результаты проверок и устранения неполадок, фиксируются расход топлива, скорость, вес и прочие параметры. Заранее, перед подъемом лодки неплохо провести ходовые испытания, во время которых проверяется «под нагрузкой» работа всех систем: опреснителя, генератора, кондиционера и пр. Тогда и владелец, и сервисная компания будут иметь полную картину, составят график работ, а весной у сторон не возникнут друг к другу лишние вопросы.

ЗИМА

Если с металлическими корпусами более или менее просто (некоторые стальные яхты зимуют даже во льду), то с пластиком сложнее. Идеальные условия для стеклопластикового корпуса можно обеспечить только в сухом и теплом эллинге, что не отменяет процедуры консервации на случай перебоев с электричеством. Однако, эллинги есть не везде, на всех их не хватает, да и стоит такое хранение недешево — в среднем $ 8 за метр длины корпуса в сутки (Москва). Период зимнего хранения — с начала ноября до конца апреля, и полугодовая зимовка в тепле 10‑метрового катера может стоить до 400 000 рублей. В других городах и за границей цена ниже: например, в Котке она составляет € 130 за м² (включая подъем и спуск), и крупные суда выгоднее отправлять зимовать туда.Но в России уже появляются компании (например, «Порт Дубровка», С.-Петербург), предлагающие хорошие условия зимнего хранения по ценам даже ниже финских.

Но большинство яхт остаются дома, на берегу под тентами. Некоторые лодки хранят с обогревателями внутри или упаковывают в термоусадочную пленку. Под тентом в каждом помещении судна поддерживается температура около +10 °C. Применение обогревателей в этом случае — пожалуй, один из самых спорных вопросов. Их ставят, чтобы защитить интерьер яхты: от морозов и перепадов температуры могут покоробиться деревянные детали или потрескается лак. На практике это иногда приводит к обратному результату. Сотрудники сервисов сообщают об излишне усердных капитанах, в чьи обязанности входит присматривать за судами зимой. Натопив яхту внутри до температуры финской сауны, они забывают о проветривании и необходимости поддерживать требуемую влажность. В итоге пересушенное дерево интерьеров к весне приходит в плачевное состояние.

Идеальные условия для стеклопластика зимой — только в сухом и теплом эллинге

Немало судовладельцев предпочитают и вовсе обходиться без «излишеств»: лодку попросту накрывают тентом и забывают о ней до весны. В принципе, ничего ужасного в этом нет: многие стеклопластиковые яхты и катера зимуют так без особых последствий по 5–7 лет, особенно при отсутствии дорогих и чувствительных материалов в отделке. Но некоторый риск все же есть: опасен не столько мороз, сколько резкие перепады температуры.

Если ваша лодка хранится в теплом эллинге, немало работ на борту можно проводить и зимой. «На улице» список зимних работ ограничен. Обычно это предустановка дополнительного навигационного, аудио- и видеооборудования, спутниковых систем, антенн. Зимой можно подготовить технологические отверстия, чтобы с наступлением тепла «посадить» оборудование на герметик. А вот полировку и шлифовку корпуса, нанесение необрастающего покрытия, укладку тика можно проводить при температуре не ниже +15 °C. Поэтому большинство подобных работ выполняют перед началом навигации в авральном порядке: обычно сотрудникам сервисов приходится проверять, ремонтировать и спускать на воду целый флот лодок в течение одной–двух недель. Не факт, что у них срочно окажутся нужные запчасти или просто свободное время. Выход: проводить хотя бы некоторые работы и устранять неисправности осенью или, если есть возможность, зимой.

ВЕСНА

Если всему перечисленному уделить должное внимание: лодку качественно законсервировать осенью и хранить зимой в приемлемых условиях — то перед спуском останется только проверить и настроить все системы, удалить консервант, сбросить лодку на воду и совершить пробный выход.

В хороших сервисах существуют специальные чек-листы для подготовки яхты к навигации. Они включают до 100 позиций, предусматривающих обследование лодки перед спуском. Это не означает, что лодка окажется на воде лишь после полной проверки, ведь многие системы подлежат диагностике только на ходу (например, проверка генератора, устойчивости работы двигателей при смене режимов, обнаружение вибрации и т. д.). Поэтому после схода льда со сбросом лодки лучше не затягивать, чтобы хватило времени на ходовые испытания и устранение возможных неисправностей.

Но есть и такие позиции, которые можно проверить только на суше: привод (вал, опора вала, винт, угловая колонка, водемет), аноды, состояние необрастающего покрытия и его обновление, если вы не сделали это осенью. Обязательно оценивается состояние стеклопластика на предмет отсутствия трещин, провоцирующих развитие осмоса (об этом читайте статью на с. ХХХ). Обычно сотрудники сервиса помечают все «проблемные» места прямо на корпусе и демонстрируют владельцу, чтобы потом не было споров в отношении объема и стоимости проведенных работ.

При подготовке лодки к навигации нередко обновляют электронные карты, проводят настройку навигационного и ТВ‑оборудования, особенно если в предстоящем сезоне планируется смена акватории. В Европе, например, не только не работает НТВ+, но и вообще, скорее всего, практически не принимается спутниковое телевидение из-за другой поляризации сигнала.

Все, что возможно, лучше сделать заранее: весной работы проводятся в авральном порядке

Часто перед началом сезона владельцы лодок хотят освежить интерьер: перетянуть стеновые панели, поменять винил (особенно на флайбридже), почистить или обновить тиковое покрытие. Если лодка хранится «на улице», эти работы лучше оставлять на весну, поскольку суровая зима может свести на нет ваши усилия и вложенные средства.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Как утверждают сотрудники компаний, занятых яхтенным сервисом, более половины владельцев крупных дорогих яхт не слишком интересуются их устройством и техническим состоянием, предоставляя управление своим судном и заботу о нем наемному капитану. В этом нет ничего зазорного, если только вы полностью уверены в его квалификации и здравомыслии (что бывает от излишнего усердия, мы уже рассказывали). В то же время многие судовладельцы интересуются, на что тратят их деньги. В хороших сервисах обслуживание стараются сделать максимально «прозрачным», в частности, дают подробную информацию о том, что представляет собой консервация и расконсервация. В процессе проверок в конце сезона или перед началом навигации обычно выявляются хотя бы мелкие дефекты вроде неработающей подсветки или трещин в корпусе. В этом случае вместе с чек-листом владельцу яхты вручается список рекомендаций по ремонту. Внимание к мелким вопросам обычно уберегает впоследствии от крупных трат. Ну и, конечно, лодку не зазорно посетить самому хотя бы два–три раза за зиму: она честно работала на вас летом — отплатите ей заботой и вниманием. К тому же, если вам придет в голову продать свое судно не в сезон, то в приличном виде лодка будет стоить дороже.

При хранении лодки зимой под тентом не так опасны морозы, как резкие перепады температуры

И последний аспект подготовки лодки к сезону, правда, совсем не технический, — это страховка, на которой экономить не стоит. Перед навигацией и, конечно, перед спуском лодки на воду краном яхту лучше застраховать, так как случиться может всякое. Да и в другое время никто не гарантирован от упавших деревьев, снегопадов, пожаров и прочих катаклизмов, которые время от времени происходят даже на охраняемой территории.

Данная статья опубликована с любезного разрешения журнала Motor Boat & Yachting http://mby.ru, оригинал статьи - в выпуске выпуск 05 (11) / Сентябрь-Октябрь 2011