Станет ли экономический кризис препятствием для мирового развития рынка яхт?



Европа, США переживают следствие нового витка экономического кризиса, так чем же он может грозить яхтенной индустрии. Несмотря на всеобщее сдерживание мощностей и опубликованные в издании «Global Order Book 2013»  данные о сокращении общего количества строящихся яхт на 5,2%, у большинства элитных верфей по-прежнему много роботы.

Лидирующую позицию среди стран-производителей яхт уверенно заняла Италия (272 проекта), она с отрывом опередила Голландию (второе место), которая показала стремительный рост относительно предыдущего года. Тайвань приблизилась к Германии и оказалась на шестом, а Объединенные Арабские Эмираты укрепили позиции на девятом месте рейтинга ТОП-10.

Перемены диктует потребительский спрос, большей популярностью пользуются мегаяхты, но с тем и экономичность играет не последнюю роль.

2013 год ознаменован новым рекордом в отрасли – более 14 проектов легендарных 100-метровых яхт. И, что поразительно, три из них – парусные. Также ожидается подписание заказа на строительство еще одного парусника, 101-метрового «Ed Dubois».

Преуспевают в первую очередь известные на весь мир верфи. Они привлекают покупателя индивидуальным подходом, а популярное имя – это не только качество, проверенное временем, но и залог долговечной ценности яхты на вторичном рынке. Большие заказы обеспечивают верфи работой на несколько лет вперед. Так обстоят дела с большинством Северо-Европейских компаний. Из 13 заявленных яхт известного голландского консорциума Feadship семь – недавно полученные заказы. Немецкая компания Lürssen вроде бы еще не так давно ошеломила всех презентацией гигантской 146-метровой яхты Topaz, а уже работает над еще большим проектом.

Одна из старейших в мире, верфь Benetti в этом году празднует свой 140-летний юбилей. За свою долгую историю компания завоевала репутацию непревзойденного строителя яхт высшего класса, уже шестой раз подряд ее называют «Номером 1» в рейтинге верфей мира по версии журнала «Global Order Book 2013» и тринадцатый раз в составе группы Azimut|Benetti - лучшим производителем яхт длиной свыше 24 м по индивидуальному заказу.

Но не только мировые бренды могут показать хороший результат. Многие основанные в период расцвета яхтенного рынка верфи, вопреки неутешительным прогнозам, остались на плаву и, неожиданно для всех, продолжают бороться с трудностями обрушившегося экономического кризиса. Основная масса компаний, несмотря на относительно скромные заказы, продолжили развиваться и на сегодняшний день имеют вполне хороший потенциал. Турецкая компания Sunrise Yachts ведет сборку пяти судов, в том числе 63-метровой моторной яхты, выпуск которой запланирован на 2014 год.

Однако без заказов даже стабильные ранее верфи могут покинуть список лучших. Так, американская компания Burger Boat, которая в этом году празднует 150-летний юбилей, не вошла в список журнала «Global Order Book 2013».

И хотя общее количество заказов в этом году сократилось, численность проектов мегаяхт длиной более 45 метров возросло на 3,9%, а более 75 метров – на 44,4% по сравнению с 2012 годом. Многие верфи заняты разработкой своих следующих флагманов. Feadship порадовал строительством 101-метровой моторной яхты; Nobiskrug держит в секрете проект 147-метровой парусной яхты; в «Vitters» развернули строительство 85-метрового; а в Oceanco – 107-метрового парусника, «Benetti» работает над выпуском 90-метровой моторной яхты, но всех затмила компания Lürssen, которая в апреле 2013 года спустила на воду 180-метрового гиганта Azzam, самую большую, роскошную и самую быструю в мире яхту на сегодняшний момент.

Но от такого стремительного роста довольно серьезно пострадала категория малогабаритных яхт, особенно серийное производство. 119 проектов от 24 до 27 метров по сравнению с прошлогодними 178 (-33,1%). Так, бюджет Италии существенно недополучил от отрасли, одна только группа Ferretti сократила выпуск на 26 единиц. Из-за сильной конкуренции и большого числа предложений на вторичном рынке в данном секторе большинство компаний несут убытки.

Тем не менее, многие крупные компании вселяют надежду на поворот тренда. В 2013 году верфь Princess Yachts выпустила три новых модели. Британская компания Fairline Boats после 18-месячной программы реинвестирования начала работу над проектами яхт длиной до 15 м. Производство серийных моделей осталось неотъемлемым атрибутом брендов Azimut и Sunseeker.

Чтобы сохранить позиции в условиях экономического спада, компании используют разные методы преодоления финансовых трудностей, это и отсрочка проекта, и продажа судна в незаконченном виде, в результате чего яхту может выпускать уже совсем иная компания. Таким образом, 45-метровая «Viudes 45», жизнь которой началась на «Viudes Yachts» в Барселоне, была спущена на воду пару лет назад на итальянской верфи Mondo Marine, а яхты чилийской компании «Marco Yachts» отправились в Новую Зеландию, США и Голландию.

Выходом из ситуации может стать также продажа контрольного пакета акций. В июле 2008 года верфь Princess Yachts после тщательных поисков подходящего инвестора заключила сделку с группой «L.Capital», подразделением всемирно известного производителя предметов роскоши «LVMH - Moet Hennessy - Louis Vuitton». Princess дала ход новому направлению в ассортименте «LVMH», после чего компания продолжила осваиваться в яхтенном бизнесе и совсем скоро купила верфь «Royal van Lent» из группы Feadship. Это сотрудничество позволило Princess Yachts уверенно развиваться даже в условиях спада в экономике.

Компании Ferretti Yachts в 2012 году также понадобилась поддержка, которую она получила от китайской группы «SHIG-Weichai», купившей 75% акций. По словам главы Ferretti Group Ферруччио Росси покупка китайским консорциумом компании стала своего рода спасательным кругом и разрешила проблему кредитной линии.

Английскую верфь Sunseeker ожидает подобная учесть после приобретения бренда китайским мультимиллиардным конгломератом «Dalian Wanda Group». Sunseeker продолжит функционировать как британская компания с мощностями в г. Пул на Юге Англии. Верфь планирует расширить ассортимент мегаяхт, а в 2014 году запланирован спуск на воду флагмана Sunseeker 155.

Со временем потребность в ремонте подержанных судов увеличивается, поэтому многие престижные компании, как Lürssen, Feadship и Royal Huisman открывают пункты сервисного обслуживания.  Marlow Marine, которая также владеет Hunter и Mainship, купила доки «Merrill Stevens Dry-Dock» в г. Майами для ремонта суден на Восточном побережье США.

Спрос на подержанные яхты длиной до 30 м заметно вырос за последние несколько лет и составляет серьезную конкуренцию продажам новых яхт. Но в данном секторе также есть нюансы. Европейские и мировые банки, опасаясь дефолта, редко предлагают выгодные условия кредита и лизинга. В виду чего покупатели все чаще диктуют свои условия и сбрасывают цену. Экономический кризис научил всех не тратить лишнего.

«Рынок подержанных яхт в размере от 15 до 30 м активизировался по сравнению с тем же рынком новых яхт. Все больше покупателей предпочитают не новую яхту за живые деньги, а свежую брокеражную от 3 до 5- максимум 6 лет. Лизинг или финансирование  в Европе как на покупку новой, так и брокеражной яхты, сегодня с каждым днем все труднее получить. Проще найти финансирование на 100 млн евро, чем на $1,5 млн.,  - говорит директор брокерской компании Worldmarine Co. Иванова Ирина. - Да и если быть откровенными, европейский рынок сильно просел. В основном покупают русские, арабы, китайцы, не говоря уже о яхтах в размере 40м+. И собственно именно эти покупатели не беспокоятся о финансировании. В кризис умные люди делают еще большие деньги. Однако на вторичном рынке ситуация следующая. Нет цены на яхту. Есть условия и договоренности – между покупателем и продавцом.

Кроме того, в скором времени будет наблюдаться серьезный дефицит свежих брокеражных яхт 30-35 метров. В кризис 2009-2010 яхты в этом размере были построены в очень ограниченном количестве. Поэтому цена на брокераж в этом размере сильно снижаться не будет в ближайшие годы». 

Яхтенная отрасль в среднем научилась подстраиваться под стремительные «взлеты и падения» экономики. Основные тренды в отрасли сохранились без изменений. Невзирая на новую волну мирового кризиса, он не стал препятствием для дальнейшего роста в сфере крупногабаритных яхт. Как и прежде, комфортно себя чувствуют мировые лидеры и бренды класса люкс, которые охватывают огромную часть рынка. Начинают развиваться американские верфи, а Бразилия, Россия и азиатские страны охотно вкладывают ликвидные активы в яхтенную индустрию, чем существенно помогают верфям сохранять свои позиции. Все говорит о благоприятном будущем, так что, поживем – увидим.

Worldmarine.Ru© - 2013