Джон Банненберг
Инновационные проекты Банненберга иногда неоднозначно воспринимали в яхтенном сообществе: кто-то его обожал, кто-то не понимал. Однако по сей день «JB», как его называли многие, остается вдохновителем для младшего поколения дизайнеров. Банненберг не боялся экспериментировать и был своего рода новатором наперекор традиционному стилю, неизменному с послевоенных времен.
Джон Банненберг родился в Австралии в 1929 году, получил образование в Сиднейской музыкальной консерватории. В 1952 он переехал в Лондон, откуда начались его первые шаги на пути к успеху: от музыки к сценографии, затем открытию антикварного магазина «Marble & Lemon», дизайну интерьеров и, наконец, к проектированию судов и первой парусной яхте «Tiawana», за которым последовал и лайнер «Queen Elizabeth 2».
С 1970-х в число его клиентов стали входить известные и влиятельные владельцы суперяхт как Ларри Эллисон, Малкольм Форбс, Беннетт С. ЛеБоу, Аднан Хашогги и Роберт Максвелл.
Наиболее яркие футуристические проекты в истории Джона Банненберга начали воплощаться в жизнь, пожалуй, с выходом в 1985 году моторной яхты «Oceanfast 2000» («Never Say Never»). Эта 37-метровая яхта не только шокировала публику «неземным» на то время экстерьером, но и совершенно неповторимой внутренней отделкой. После нее Банненберг не раз сотрудничал с австралийской верфью над созданием впечатляющих яхт «Mystique», «Mercedes», «Part V» и «Sagitta».
В жизни дизайнера было множество плодотворных партнерских отношений с лучшими верфями мира из Голландии, Италии, Германии, Англии. В «Brooke Yachts» (Лоустофт, Великобритания) появились замечательные «Stefaren», «G-Whiz» и личная яхта Джона «Beaupre». Несмотря на то, что все работы имели определенный «почерк» автора, за всю его карьеру не найти двух похожих моделей (за исключением серийных).
Несмотря на заинтересованность Банненберга в основном моторными судами, среди его проектов также присутствовали несколько парусных яхт, как «Gee Dee», «Garuda». Тем не менее, такие суда, как классическая «Carinthia» (1971) и 96-метровая «Limitless» американского производителя одежды Лесли Векснера (1997) считаются самыми выдающимися за долгую карьеру дизайнера. После смерти гения в 2002 году были спущены на воду еще несколько проектов Джона, среди них крупнейшая частная яхта в мире тех времен «Rising Sun» Ларри Эллисона, которая таинственным образом не имела никакого сходства с более ранними его работами.
Джон, как правило, занимался внешним и внутренним декором судов, большое внимание уделяя функциональности. Он сравнивал яхтостроение с «оркестром», где многочисленные таланты сочетали свой опыт и мастерство в едином произведении искусства. Он стал учителем для многих успешных дизайнеров и открыл такие звездные имена, как Тим Хейвуд, который на протяжении 20 лет работал «рука об руку» с Джоном, а также Теренс Дисдейл, Эндрю Уинч и Дональд Старки. Созданная Банненбергом студия «Bannenberg Designs» продолжает проектировать яхты и после смерти ее основателя под руководством сына Дикки (Dickie Bannenberg) и креативного директора Саймон Роуэлла.
Алена Андрощук, специально для Worldmarine.ru©