Крутой поворот. Fairline Targa
Просторные помещения и скорость 32 узла — приятный коктейль для тех, кто предпочитает глиссирующие яхты.
На первый взгляд, новая Targa 48 Open — это просто следующий логичный шаг после модели Targa 38 Open в линейке лодок Fairline с хардтопом. По правде говоря, дело гораздо серьезнее: как и явный конкурент Princess V48, этот спортивный круизер — первый, оборудованный исключительно комплексами Volvo Penta IPS (модели с поворотно-откидными или опциональными днищевыми колонками у Fairline были).
Кроме того, Targa 48 Open и Princess V48 существенно шире и выше предшественников. Эти два обстоятельства однозначно говорят, что объем обитаемых помещений оказался среди главных критериев при проектировании названных спорткруизеров, задающих мейнстрим. Применяя IPS вместо обычных гребных валов, двигатели можно сместить в корму — пусть немного для лодки таких размеров. Но вместе с дополнительной высотой и шириной (Targa 48 шире предыдущей модели Targa 47 на 0,32 м) это свидетельствует о новом тренде: пытаться уместить в районе миделя любой лодки максимально роскошную каюту — от борта до борта и в полный рост.
ЛЕГКО И БЫСТРО
Другой новацией является технология: на этом стеклопластиковом круизере Fairline впервые применила вакуумную инфузию вместо контактной выклейки. Помимо того, предложена принципиально новая схема, в которой потолочные конструкции нижней палубы являются частью палубного монокока (конструкция, в которой оболочка — основной несущий элемент).
Это дало дополнительное снижение веса за счет устранения слоя тяжелого материала. Главный конструктор Fairline Энди Поуп считает, что в результате лодка стала легче на целых 25%. Вот он, ключ к пониманию динамических характеристик Targa 48! Снижение водоизмещения порожнем до 13 тонн позволило применить Volvo Penta IPS600 мощностью всего по 435л.с. (весьма скромно для такой яхты) и получить приличную скорость более 32 узлов при полной загрузке топливом и водой. Отмечу еще одно событие на Fairline, потенциал которого направлен на повышение качества постройки яхт. Верфь вложила значительные средства в новое и весьма сложное оборудование для производства лаковых покрытий. Понимаю — звучит скучно, но потерпите. Следствием нынешнего увлечения интерьерной стилистикой, просто пугающей острыми углами, является преждевременная порча мебели: представьте каждодневные царапины на поверхности и контакты с этими углами. Полностью автоматизированная установка по напылению лака позволяет наносить не только более густой слой, чем возможно вручную; она также определит наиболее уязвимые места мебели и обстройки (края, углы и пр.) и положит там дополнительные слои.
ЕДЕМ МЯГКО
Ну, и каков на ходу этот вместительный спорткруизер, спроектированный с акцентом на высокую обитаемость? Реально весьма хорош по сравнению с предшественником, невзирая на свою высоту и ширину. За штурвалом сидишь спокойно, не напрягаясь. Напрочь забыть о том, что ты на лодке с IPS, а не с гребными валами, не дает джойстик — он доставляет особенное удовольствие при маневрах в предельно сложных условиях.
Управляемость на малом ходу прекрасная, а закручивая циркуляцию на полной скорости с переложенным до упора штурвалом, лодка описывает плавную траекторию, и все на борту спокойно восседают на своих местах. Возможно, это происходит благодаря тому, что Fairline решила поставить дизели Volvo Penta D6 на метр носовее оси днищевых колонок, применив промежуточный вал, вместо того чтобы соединить двигатели и колонки напрямую, как обычно. Эта Targa 48 имеет более плотный контакт с водой, чем многие лодки с IPS, хотя и не такой, конечно, как у лодок с валами. Этим и объясняется мягкий ход яхты, что особенно ощущаешь на волне. Другим преимуществом является то, что моторный отсек при таком сопряжении двигателей и приводов пришлось сделать длиннее, и обслуживать агрегаты здесь много удобнее.
ОПТИМАЛЬНЫЙ ДИФФЕРЕНТ
Также впечатляет посадка Targa 48 на ходу при разных скоростях. Транцевыми плитами на лодках с днищевыми приводами (IPS или Zeus) при выходе на глиссирование обычно управляешь точно так же, как при других трансмиссиях. Здесь все иначе: даже с полностью поднятыми плитами лодка, выходя на режим глиссирования, без натуги вскарабкивается на горб сопротивления с дифферентом всего 5,5°. Так что плиты вам понадобятся разве что для компенсации крена при боковом ветре или чтобы опустить нос на волне при ходе против ветра. Это весьма полезное качество: о дифференте при разгоне думать не надо, и это хорошо. Далее — обзор. У Targa 48 Open настолько продуманы суперпозиция рулевой консоли, сиденья при ней и геометрия ветрового стела, что этот спорткруизер входит в число немногих, где для абсолютного контроля ситуации по курсу вообще не надо вставать с кресла.
Что касается вида по траверзу, Fairline посадил шкипера… слева от штурмана (как в европейских авто). Хотя ему придется время от времени выпускать штурмана, обзор с этой точки на левый борт много лучше. Я считаю это неплохим решением. Еще верфь установила аккуратную складную подножку: на нее можно встать, высунуть голову в открытый люк и обозревать акваторию поверх надстройки. Это может быть важно для безопасности в крутом повороте: у всех круизеров при внутреннем крене обзорность через остекление соответствующего борта ухудшается. Еще, к удовольствию рулевого и штурмана, на лодке очень удобные кресла с регулировками положения сидений и спинок. По общему мнению, Targa 48 Open — классная, легкая в управлении, не утомляющая лодка, к тому же для шкипера любой комплекции. Единственное, меня огорчила приборная панель, точнее — ее небольшие размеры. Все необходимое на ней есть и расположено правильно, но что, если понадобится установить дополнительный прибор? На консоли Targa 47 было место для навигационной карты или лоции; здесь же карту можно держать между консолью и лобовым стеклом или у стекла на левом борту, но все же лучше, когда карта под рукой.
ПОЛНЫМ ХОДОМ
Тот, кто выполнял расчеты ходкости, может радоваться: мы развили более 32 узлов — отличную скорость для столь габаритного круизера с двумя двигателями всего по 435 л. с. К тому же с почти полными баками топлива и воды, плюс четыре человека и спасательный плот на борту. Еще были 400 кг водяного балласта в гараже на корме — вместо предусмотренных расчетной нагрузкой запасов и тендера Williams 285 Jet-RIB, для которого гараж и предназначен. На скорость это не повлияло. Понятно, что обогнать Hunton XRS43 не удастся, только балласт и неизбежное обрастание корпуса в разгар сезона Targa 48 Open не навредили: скорость приличная, и владельцу не придется огорчаться из-за того, что никак не прыгнуть выше 30 узлов.
Да, конечно, мы получили столько обитаемого пространства внутри не бесплатно. Эта лодка крупная, широкая, и хотя ее водоизмещение меньше по сравнению с близкой моделью с гребными валами, а эффективность пропульсивных установок IPS весьма высока, дальность хода на экономичном режиме немногим превышает 200 миль. К сожалению, тот солнечный день, когда мы тестировали лодку неподалеку от Ипсвича, не предложил нам ничего круче легкой волнишки, так что сложно судить, как Targa 48 Open поведет себя на серьезном волнении. Гадать, насколько мягким окажется ход, не стану, но судя по звукам и ощущениям, возникавшим, когда мы встречали случайную волну, корпус вполне прочный.
ИНТЕРЬЕРНЫЕ КОЛЛИЗИИ
Наша тестовая лодка была первой в серии, и внизу, под палубой, верфи еще предстояло кое-что доделать. И хотя никаких радикальных изменений в компоновке (две двухместные каюты и трансформируемый обеденный уголок в пространстве между ними) не предвиделось, усладить взор стилем и качеством завершенного интерьера возможности не было. Вот почему здесь помещены не сделанные во время теста, а полученные от верфи изображения — они как нельзя точнее отражают задумки дизайнеров. Но что я проверил на себе, так это высоту помещений: она превосходная по всей лодке. Только значимость наружного пространства и его элементов на открытой лодке не меньше. Сравнивая эту яхту с другими спортивными круизерами типа hardtop, взглянем на верхний люк в крыше. Fairline выбрала тканевое закрытие, которое, возможно, кто-то сочтет хлипким для солидной конструкции надстройки. Однако такой soft top — это козырная карта: открывая люк, он складывается, требуя существенно меньше места, нежели жесткая конструкция, да и проем можно сделать гораздо больше. Когда понадобится защита от жестких солнечных лучей, «гармошка» растягивается, закрывая люк и обеспечивая тень, но свет все же пробивается через ткань внутрь. На уровень шума это не влияет: лодка открытая, и измеренные характеристики оказались одинаковыми на посту управления и в кокпите (причем не слишком высокими).
ВЕРДИКТ
Новая Targa 48 Open — это не просто новейшая модель верфи Fairline — это крутой поворот и знак прихода новой идеологии. Благодаря двум современным технологиям — вакуумной инфузии и палубному монококу — теперь можно создавать проекты с характеристиками, ранее недостижимыми.
Еще более повысить качество лодок позволят новации в мебельном производстве и системе контроля. Именно на этой лодке впервые безальтернативно предлагаются днищевые колонки IPS, и это тоже символично. Все это освоено Fairline и будет реализовано на новых моделях. Targa 48 оказалась в роли первопроходца, торящего путь остальным. Этот вполне достойный, в известном смысле классический спорткруизер с акцентом на сулящий немало удовольствий открытый кокпит лишен излишеств, свойственных другим моделям Fairline. Здесь нет впечатляющих инновационных, но чрезмерно сложных систем, зато ценник устроит гораздо большее число покупателей, да и список опций солидный. А ставить или нет лебедку и ролики устройства для спуска тендера из гаража — вы уж решите сами. В общем, Targa 48 Open удачно сочетает превосходный набор потребительских качеств с привлекательной стоимостью. Короче говоря, «много лодки» по оптимальной цене. много лодки
Журнал Motor Boat & Yachting
подписка на новости
Укажите адрес Вашей электронной почты