Cherchez la yacht. Яхтенная индустрия Франции
Выбор Франции для этой аналитической статьи оправдан несколькими обстоятельствами. Во-первых, французский частный прогулочный флот является одним из самых крупных в Европе: на учете (регистрации) состоят 800 000 судов. А во-вторых, еще свежи впечатления от недавно прошедших на Лазурном берегу яхтенных выставок.
Говорящие цифры
На сегодня французская яхтенная индустрия (pleasure boating) с годовым оборотом €1,2 млрд. занимает третье место в списке крупнейших в Европе после итальянской (€2,4 млрд.) и немецкой (€2,0 млрд.) и четвертое место в мировом масштабе -- после США, Италии и Германии. При некотором отставании от лидеров в сегменте моторных яхт Франция считается главным поставщиком яхт парусных: в 2010 году она покрыла 29% их мирового экспорта. Кроме того, на долю Франции приходится около 1/3 всех европейских продаж, около 1/5 всей европейской яхтенной флотилии, а также 4 млн. яхтсменов.
В период с 2011 по 2012 годы во Франции было построено более 43700 прогулочных судов. Экономический кризис 2008 года, безусловно, отразился негативно на судостроительном секторе яхтенной индустрии Франции: в период с 2008 по 2012 годы число компаний-производителей яхт и сопутствующего оборудования сократилось на 17%; из 250 фирм на плаву осталось 208. Объем строительства прогулочных яхт и катеров всех типов и размерений в 2012 году упал на 6,6%, в основном, вследствие коллапса спроса на внутреннем рынке. Вдобавок, за 2012-2013 годы число зарегистрированных новых судов снизилось на 24% -- еще один показатель падения внутреннего спроса. Кроме того, по итогам 2013 года дистрибьюторы различных яхтенных брендов на французском рынке отметили спад оборота на 18%, что добавляет еще одну краску в «пейзаже» внутреннего рынка страны.
Тем не менее, французским верфям повезло. Европейский рынок не однородный; разные страны демонстрировали разную экономическую ситуацию, и падение спроса на яхты в Европе в целом не оказалось катастрофическим. Посему французы сконцентрировались на экспорте, тем самым поддерживая не только собственные бизнесы, но и экономику страны в целом. Объем экспорта судостроителей «de la France» в 2011-2012 годах составил 68% процентов – рекордный показатель. Однако в 2013 году французы установили новый рекорд экспорта – 72% от общего оборота (€ 530,2 млн. против € 528,6 млн. за 2011-2012).
Ключевые игроки
Яхтенная индустрия Франции насчитывает около 66 производителей яхт различных типов, размеров и стоимости.
Помимо Beneteau Group к крупным игрокам относятся такие компании как Fountaine Pajot, Dufour Yachts, Privilege Marine, Lagoon (Cat и Power), Nautitech Catamarans, Poncin Yachts, Couach Yachts, Ocea Yachts.
Имя Beneteau в сознании любого человека, имеющего хоть малейшее отношение к яхтенной индустрии, возникает первым при упоминании яхт из Франции. Однако, это не только бренд превосходных парусных и моторных яхт, но и целая группа компаний, крупнейшая во Франции. В состав Beneteau Group входят два мощнейших французских судостроителя -- SPBI и Construction Navale Bordeaux, которые вдвоем покрывают 70% французского экспорта парусников и 40% экспорта судов моторных. Суммарный годовой оборот этих двух производителей в 2013 году составил € 815,4 млн. Во Франции Beneteau владеет 12 верфями, еще десяток производственных мощностей компании расположен в Соединенных Штатах, Бразилии и Китае, кроме того не так давно французская группа компаний пополнилась итальянским брендом Monte Carlo Yachts с верфью, обосновавшейся итальянском Монфальконе. По состоянию на конец августа 2012 года оборот группы составил €831,2 млн. Beneteau – производитель парусных яхт №1 в мире. Кроме того, компания занимает почетное второе место на мировой арене в списке производителей прогулочных судов.
Среди десяти брендов, входящих в состав Группы и специализирующихся как на строительстве моторных, так и парусных судов, только Beneteau, Jeanneau, Lagoon и Prestige предлагают в совокупности более 100 моделей длиной от 20 до 60 футов. CNB, производитель парусных суперяхт категории custom и semi custom, в свою очередь тоже принадлежит группе компаний Beneteau. Кроме того, Beneteau Group занимает уверенные позиции в сегменте моторных яхт длиной более 15 метров благодаря бренду Prestige Yachts, а приобретение бренда Monte Carlo Yachts позволило Группе прочно обосноваться и в сегменте 20+.
Два особых направления специализации достаточно большой части французских верфей – парусные многокорпусники и рыболовные суда.
Парусные катамараны – особая французская история. Сесилия Эделин, менеджер по коммуникациям компании Privilege Marine, называет катамараны Privilege «Bentley на воде» и неспроста: во-первых, это суда категории semi сustom, во-вторых, при их отделке использованы эксклюзивные материалы, ну и в-третьих, ценовой диапазон от € 500 000 за лодку длиной 44 фута до € 4 000 000 евро за 23-метровый катамаран. При этом лояльность клиентов к бренду настолько велика, что, несмотря на недавний переход бренда Privilege к новому владельцу, продажи не упали, а выросли, по утверждению Сесилия Эделин, вдвое.
География яхтенной индустрии Франции
Яхтенные производства преимущественно располагаются вблизи воды. Французская яхтенная геолокация сконцентрировалась, в основном, если не на берегу, то непосредственной близости от Бискайского залива, то есть преимущественно на западе страны. Так известные производители парусных яхт Dufour и Amel расположили свои производственные мощности в городе Ла-Рошель (регион Пуату), буквально омываемом заливом. Парусные катамараны Fountaine Pajot, Nautitech и CIM Maxi строят в Рошфоре на правом берегу реки Шаранта, в 16 км от места ее впадения в Бискайский залив (регион Пуату-Шаранта). Самый плодородный для в плане яхтенной индустрии французский регион -- Страна Луары. Здесь расположились верфи Beneteau, Jeanneau, Alumarine, Alubat, Alliaura Marine. В Бордо (Аквитания) появляются на свет парусные суперяхты CNB и моторные катамарны Lagoon. На Средиземном море также есть свои яхтенные верфи. Например, в городке Манделье-ла-Напуль, обосновавшемся между Каннами и Монако, производят моторные и парусные яхты под брендом CMN Yachts, а в Лангедоке -- парусные катамараны для длительных путешествий Outremer и Catana.
Яхтенные выставки во Франции
Ежегодно выставочный сезон для многих компаний-производителей, дистрибьюторов, дилеров и яхтенных брокеров начинается именно во французском Канне. К слову сказать, одна из главных международных осенних выставок индустрии претерпела в этом сезоне ребрендинг: прежде называвшееся Фестивалем Удовольствий – Festival de la Plaisance de Cannes, боат-шоу, расположившееся вдоль набережной Круазет, получило название Каннского Фестиваля Яхт.
Яхтенная выставка в Канне ежегодно собирает сотни ключевых игроков мировой индустрии яхт: представители сегментов моторных и парусных яхт, многокорпусников от 10 до 50 метров в длину и RIBов выставляют на воде более 550 судов, из них непременно порядка 30% составляют мировые премьеры. Канны – это ничто иное, как зеркало потребительского спроса яхтенного рынка. Из года в год с сентября по сентябрь ключевые игроки – верфи – разрабатывают концепции, создают дизайны, придумывают новые тренды, готовятся представить новинки, поразить и удивить, продать… Людей посмотреть и себя показать. Каннский Фестиваль Яхт – это, бесспорно, важная арена, на которой встречаются производители и клиенты, предложение и спрос; здесь заключаются сделки и выявляются тенденции, новые идеи и проекты.
Ежегодная яхтенная выставка в Париже, проходящая в середине декабре, возможно, чуть менее ожидаемая, чем каннская, однако, ничуть не менее значимая. Выставочный комплекс Порт де Версаль ежегодно принимает более 240 000 посетителей. Боат-шоу собирает более 780 экспонентов со всего мира, демонстрирует порядка 1200 наименований «водной продукции», из которых около 17% новых моделей для грядущего яхтенного сезона. Кроме того, Salon Nautique de Paris регулярно демонстрирует новейшие достижения индустрии в области водного спорта: технику и оборудование для виндсерфинга, серфинга, дайвинга и пр., каноэ и байдарки. К слову сказать, рынок «досочных» видов спорта во Франции развит хорошо. Так, число кайтсерферов растет из года в года, а производители кайтов отметили 4% роста продаж в сезоне 2013-2014 годов. В то же время производители оборудования для относительного молодой разновидности серфинга Stand-up-Paddle (серфинг стоя с веслом), ставшего менее чем за декаду популярно-модным не только во Франции, но и во всем мире, отмечают двукратное увеличение продаж досок и весел за период 2012-2013 годов.
Американо-азиатское или итальянское будущее французов
Что касается направлений развития французских судостроителей, представители многих компаний заявляют, что их будущее -- за новыми регионами, имея ввиду, в первую очередь, Северную и Южную Америку, Австралию и Азию. Продажи французских яхт растут там едва ли не в геометрической прогрессии. Любовь тамошних яхтсменов к лодкам французского производства была оценена в 2013 году в € 311 млн. годового оборота, что составляет, к слову сказать, 42% от общего яхтенного производства страны. Ив Леон-Кан, председатель FIN (Ассоциация Французской Яхтенной Индустрии) утверждает, что яхтенная индустрия Франции получила серьезное преимущество во многом благодаря значительному спаду американского производства в период с 2009 по 2012 годы. И сегодня многие французские верфи с нескрываемым коммерческим интересом смотрят в сторону оживающего американского рынка, ориентируя свое производство на запросы платежеспособных заокеанских клиентов.
В качестве главного рынка для экспорта своей продукции рассматривает Америку Beneteau Group. Имея в своем портфеле 200 моделей разнообразных -- от мала до велика -- плавсредств, а также после недавнего приобретения Группой американского холдинга Rec Boat Holdings, в состав которого входят четыре бренда американских катеров: Four Winns, Glastron, Wellcraft, Scarab, и производственных мощностей для строительства судов длиной до 12 метров, этот яхтенный холдинг замахнулся на 40% американского рынка к концу 2015 года. К этому есть основания: 2013-2014 финансовый год порадовал акционеров холдинга возросшим до 30% присутствием Beneteau Group на рынке США. Бруно Кателине, председатель правления Beneteau Group демонстрирует весомые цифры: экспорт в Северную Америку в 2012-2013 достиг 47%, при этом удалось покрыть лишь треть всего рынка. Помимо этого направления для Beneteau также важны рынки Бразилии и Китая.
Жан-Поль Шапело, генеральный директор Prestige Yachts, считает ориентацию группы Beneteau на зарубежные рынки и, в частности, на Северо-Американский главной силой, позволившей яхтенной индустрии Франции выйти из кризиса. Пять лет назад моторные яхты Prestige только появились в Северной Америке, а за последние два года, бренд оказался на втором месте по количеству продаж в сегменте от 50 до 60 футов.
Более того, многие верфи стремятся к увеличению «средней длины» всего модельного ряда. Однако, речь идет все же не о суперяхтах. Серийное производство наиболее востребованных моделей с точки зрения размеров, планировки, технических характеристик и пр., экономически значительно более выгодно, нежели строительство сложных дорогостоящих проектов суперяхт, и французы особенно не заглядываются на этот рынок. Хотя быть может, в скором времени положение дел изменится, ведь в Beneteau Group уже заявляют о работе над проектом моторных суперяхт, но на итальянских мощностях. Французские производители яхт следуют за пожеланиями всего рынка, а не отдельной его ниши, правда, если быть откровенными, глобальный яхтенный рынок все же тяготеет к большим размерам.
К слову об итальянцах. Между прочим, рыночная доля итальянских производителей на глобальном рынке, а также их пошатнувшееся экономическое состояние всерьез занимает французов. Похоже, продажи контрольных пакетов акций итальянских верфей азиатским конгломератам позволили французам задуматься о возможности завоевания рынка, пока еще принадлежащего итальянцам. А Beneteau Group в свою очередь в своем стремлении занять прочные позиции в сегменте моторных яхт более 20 метров приобрела итальянский бренд, а вместе с тем и саму верфь Monte Carlo Yachts в Монфальконе. Объединив итальянский дизайн с французскими знаниями и технологиями, Beneteau удалось дать новый старт небезызвестному бренду, благодаря великому множеству идей, высоким стандартам качества, использованию дорогостоящих материалов. Быть может, прав был Эрван де Вильфрой (Erwan de Vuillefroy) sales-менеджер компании Fountaine Pajot, специализирующейся на строительстве парусных и моторных катамаранов, говоря о том, что в «течение всего нескольких месяцев французы прочно обоснуются на столь удачных позициях на рынке, пока еще занимаемых итальянцами»?!
Марины и Лазурный берег
Ввиду того, что яхтинг как спорт, образ жизни и бизнес чрезвычайно развит во Франции, а также благодаря природному богатству и красоте побережья Франции, включая Французскую Ривьеру, там насчитывается более 370 марин с общим количеством стояночных мест около 250 000. Лазурный берег -- излюбленное направление для яхтенного отдыха богатых и знаменитых. Это современные оборудованные марины с инфраструктурой, необходимой для шикарного отдыха: Port de Cannes и Port Pierre Canto (Канны), Port Vauban (Антиб), Port de St Tropez и Port Cavalaire Sur Mer (Сен-Тропе), Port de St. Jean Cap Ferrat, Port St Laurent du Var (Ницца) и, конечно, знаменитые марины Монако Port Hercules, Port Fontvieille и Port du Cap d’Ail. Главная особенность марин Лазурного побережья в том, что они по большей части предназначены для супер- и мегаяхт, а значит ежегодно привлекают множество как частных, так и находящихся в чартере судов, и, как следствие, немалый приток капитала в страну.
Направление чартера под названием «Французская Ривьера» - must-sail любого уважающего себя яхтсмена. Канны и Ницца — бесспорно, мыс Кап-Ферра с его впечатляющими виллами во вкусе “dolce vita”, небольшими кафе и роскошными ресторанами — непременно, самый крупный яхтенный порт Лазурного берега Антиб — решительно. Не пройти этим маршрутом по карте Франции уже давно считается моветоном. А для прожигателей жизни “Welcome to St. Tropez”. Любая крупная и даже мелкая чартерная компания предложит вам эти направления.
Французская яхтенная индустрия достойно преодолевает последствия экономического кризиса, полагаясь на свои сильные стороны и используя открывающиеся перспективы, раскрывает потенциал новых рынков. У французских производителей множество идей и направлений, они крайне оптимистично смотрят на свое будущее, ну а мы с интересом понаблюдаем за ними.
© Марина Постольная, Журнал Motor Boat&Yachting, ноябрь 2014г.
Статья на сайте Worldmarine.ru публикуется с любезного разрешения автора и редакции журнала