Италия яхтенная
Даже при географической близости и неразрывных исторических связях стран Европы их экономики отличаются одна от другой. Соответственно, серьезные различия наблюдаются и в сфере яхтенного производства, где особую роль играют специфические национальные факторы.
Итальянскую яхтенную индустрию можно рассматривать как один из двигателей индустрии мировой. Итальянцы формируют тренды, развивают технологии, диктуют модные стилистические направления, отвечая, — почти как в сфере fashion, — покупательским предпочтениям и даже управляя ими. Попытаемся осмыслить феномен такого успеха.
Говорящие цифры
В Италии более сотни компаний, выпускающих прогулочные суда всех типов: парусные и моторные — от катеров-RIB до суперяхт. Расположены они в регионах, где на протяжении веков хранят традиции судостроения:
— Средиземноморское побережье (с севера на юг) — Ломбардия (верфь Sessa Marine); Лигурия (производственные мощности Picchiotti, Baglietto, Mondo Marine); Тоскана (верфи Azimut, Benetti, Sanlorenzo, Overmarine, Mondo Marine, Codecasa, Admiral Tecnomar, Cerri Cantieri Navali); Лацио (Cranchi).
— Адриатическое побережье — Фриули Венеция Джулия (Cranchi), Эмилия-Романья (Ferretti, Riva, Itama, Atlantis, Absolute); Марке (CRN, ISA, Pershing, Dominator).
Распределение верфей по типам выпускаемых лодок демонстрирует преобладание моторных судов над парусными и существенную долю крупных моделей: 12% - суперяхты (длина более 30 м); 40% - моторные яхты и круизеры (длина до 30 м); 10% - спортивные лодки и day cruisers; 23% - лодки RIB и надувные; 11% - парусные яхты; 4% - остальные (рыболовные, многокорпусные и пр.).
Также верфи условно можно разделить на несколько групп. Первая — компании-гиганты, такие как Azimut-Benetti и Ferretti Group, Fincantieri, CBI Navi с огромными производственными мощностями и практически полным производственным циклом, где строят преимущественно яхты серийные или категории semi-custom. Другая группа — относительно небольшие «бутиковые» судостроители, активно работающие с субподрядчиками. На рынке они тоже давно, производят, в основном, суда категории custom, имеют небольшой, крайне лояльный клиентский пул и могут жить безбедно, получая по одному заказу в год, как, например, известная верфь Codecasa. Третья группа — верфи, крупные и мелкие, где строят серийные моторные яхты, круизеры и прогулочные лодки других типов.
Конечно, спрос на итальянские прогулочные лодки в разных группах неодинаков. Так было всегда, но перевес в сторону крупных яхт особенно заметен сегодня. Тем не менее этот спрос есть.
Популярность продукции итальянских верфей подтверждает статистика мировых продаж. Так, по данным Global Order Book, в 2014 году число размещенных на итальянских верфях заказов только на суперяхты достигло 274, что составляет 37% от общего количества этих судов, находящихся в постройке по всему миру. При этом три верхние строки списка по количеству проектов в работе и совокупной их длине (характерный показатель) занимают ведущие итальянские корпорации Azimut-Benetti Group, Sanlorenzo и Ferretti Group. Для большей убедительности напомню прошлогоднее боат-шоу в Монако 2013. Must-see list выставки венчали прекрасные «итальянки»: Ocean Paradise (Benetti), Chopi Chopi и J'Ade (CRN), Nameless (Mondo Marine), Cacos V (Admiral Tecnomar), Sea Hawk (Perini Navi). Кроме того, на текущий момент сегмент производимых в Италии аксессуаров и комплектующих покрывает треть всего мирового оборота, а доля экспорта сектора в 2013 году выросла до 50%.
Но все же мировой экономический кризис сильно отразился на итальянской яхтенной индустрии. Общий оборот отрасли упал с € 6,18 млрд. в год (показатель 2008 года) до € 2,3 млрд. (2013 год). Значительный спад в секторе судостроения характеризуют цифры: € 3,8 млрд. в 2008 году и € 1,3 млрд. в 2012 году. Сегодняшний объем продаж оборудования составляет лишь половину от уровня докризисного 2008 года. При этом продажи новых яхт на внутреннем рынке упали на 88%, что ставит под угрозу перспективу этого рынка. И тем не менее индустрия не только не сдается, но изыскивает новые пути развития.
Made in Italy
В чем секрет «итальянского феномена» популярности? Слоган «Made in Italy», так же, как и произнесенное вслух «из Италии», «итальянская», современный социум ассоциирует с гарантией высокого качества яхт, изысканного вкуса и отменного стиля — как внешнего, так и интерьеров. Это относится не только к яхтам и имеет солидную историческую подоплеку. Привлекательность продукции крупнейших ныне производств разных товарных групп — от одежды и обуви до мебели, от предметов декора и посуды до ювелирных изделий — уходит корнями в давние времена, к периоду развития узкоспециализированных итальянских мануфактур. По правде говоря, в специфике работы нынешних небольших, зачастую семейных производств с тех пор мало что изменилось: все та же скрупулезная работа hand made и передаваемые из поколения в поколение знания, традиции. Единственно, технологии все же ушли вперед.
Даже верфи, где присутствует полный производственный цикл, активно работают с компаниями-субподрядчиками, в частности, над созданием интерьеров. Искуснейшей работы интерьеры итальянских яхт нередко оказываются подлинными шедеврами мебельного производства: для Benetti, Fipa Italiana, Sanlorenzo, Codecasa их изготавливают в Виареджио, для Azimut — в Пьемонте, для Baglietto — в Лигурии. Многие из контрагентских компаний находятся в непосредственной близости от верфей. Эти компании хорошо знают свое дело и в обработке мрамора, древесины, выделке кожи, производстве высококачественных тканей, а стоимость их продукции относительно невысока. Как считает Альберто Перроне да Зара, директор по продажам Benetti, это позволяет итальянским верфям предлагать рынку свои яхты по ценам ниже тех, что устанавливают другие судостроители северной Европы.
В итоге многим яхтенным производствам других европейских стран, даже при высоких технических характеристиках их продукции, сложно состязаться с итальянцами за сердца и кошельки клиентов.
«В течение двух лет я жил в Турции и строил лодки, — говорит Альберто Перроне. — Турецкие рабочие очень хороши: быстро работают и делают это с любовью. Я старался продавать построенные в Турции яхты, указывая на их отменное качество, но не всегда мог убедить клиентов. Когда ты строишь яхту в Италии, она автоматически получает карт-бланш под названием Made in Italy, и это реальная ценность».
Отдельная тема — рефит, открывающий немалые дополнительные возможности предприятиям яхтенной индустрии. В Италии действуют десятки специализированных компаний, занимающихся редизайном и переоборудованием судов (а также ремонтом яхт). Кроме того, некоторые крупные производители яхт, например, ISA, Mondo Marine, увидели в рефите крайне прибыльное направление для диверсификации бизнеса. Benetti, в свою очередь, не только владеет ремонтными доками, но и предлагает услуги собственного конструкторского бюро. От Benetti не отстают CRN, Perini Navi, Picchiotti.
Чтобы оставаться конкурентоспособными и для повышения привлекательности продукта верфи используют самые разные стратегии. О новой стратегии бренда ISA говорит короткий слоган — «Trusted to deliver" (поставка в срок). Принятые стандарты и отлаженные технологии верфи дали высокий результат: начиная с 2008 года все яхты ISA построены точно в соответствии с заявленными в контрактах сроками. Cпуск на воду первого корпуса ISA 43M Granturismo также состоялся четко «по расписанию» — 29 марта. До конца июня верфь обещает еще три новинки — ISA 66M GT, ISA 140 SPORT, ISA 54M.
В дальние страны
Кризисы, даже непродолжительные, — это сильный удар по экономике. Однако необычайно полезная черта оптимистичных и предприимчивых людей — способность воспринимать трудности как некий толчок, мотивацию для начала давно необходимых перемен. Похоже, неунывающие итальянцы именно так и отнеслись к пожирающему экономику кризису — как к катализатору процессов обновления.
Альберто Перроне утверждает, что сложившаяся экономическая ситуация подтолкнула многих производителей яхт к разработке новых моделей и к большей активности в поиске новых регионов для экспорта.
«Это и трудно, и одновременно интересно. Нынешнее положение дел совсем не похоже на ситуацию до кризиса, когда было достаточно всего лишь принять участие в паре-тройке ключевых боат-шоу в год. Теперь нам приходится значительно больше «бегать», чтобы вывести бизнес на прежний уровень».
В этой связи спасительной оказалась активизация китайских инвесторов. Например, приобретение в 2012 году 75% акций Ferretti Group китайским концерном Shandong Heavy Industry Co. Ltd итальянские судостроители рассматривают скорее как возможность выхода на новые рынки без страха за утрату имиджа «Made in Italy». Новый инвестор должен отворить итальянскому холдингу «дверь в Азию».
Вообще говоря, богатый азиатский рынок сулит массу перспектив для европейских производителей товаров люксового сегмента. Топ-менеджмент крупнейших итальянских верфей, увидев в странах Востока золотую жилу, принялся активно ориентировать производство на удовлетворение потребностей и соответствие предпочтениям этих рынков. Так, компания Azimut-Benetti, 13-кратный лидер Global Order Book по количеству заказов и их совокупной длине, начала выпускать для китайского рынка флайбриджные моторные яхты Azimut под звучным названием Dragon China (подробнее о них — чуть дальше). И это лишь часть программы вывода продукции Azimut-Benetti на азиатский рынок: в Гонконге и Шанхае уже открыты новые представительства верфи, а сайт компании на китайском языке — просто козырная карта.
«Такие страны Юго-Восточной Азии, как Таиланд, Малайзия и Индонезия, демонстрируют хороший потенциал», — говорит Франческо Ансалоне, директор по маркетингу Azimut-Benetti. При этом в Европе крупнейшим и наиболее перспективным рынком для компании по-прежнему остается Россия.
Верфь Perini Navi пошла похожим путем. Рассматривая Азию в качестве стратегической цели своего развития, компания подписала соглашения о дистрибуции своих парусников и моторных яхт Picchiotti на территории Китая и Шанхая. Кстати, у Perini Navi тоже появился сайт на китайском языке.
Крупная итальянская верфь Sanlorenzo, намереваясь выйти на азиатский рынок, подписала контракт с китайской компанией Sundiro Holdings на производство яхт длиной от 10 до 22 метров под маркой Sundiro. Более крупные яхты Sanlorenzo останутся абсолютно итальянскими, их строительство как и прежде будет осуществляться на верфи в Италии.
Азиатский рынок охотно потребляет итальянские яхты не только серийного производства: две знаменитые представительницы категории custom от Benetti, участницы прошлогодних боат-шоу Lady Candy и Ocean Paradise - тоже азиатский «спецзаказ».
Местные подвижки
Но итальянскими верфями интересуются не только компании с Востока. В 2010 году группа компаний Cantieri Navali Lavagna (CNL) объявила себя банкротом. Решением суда CNL была выставлена на аукцион. Попытка продать концерн одним лотом завершилась тремя неудачными «сессиями», в ходе которых китайские инвесторы соревновались с итальянскими, поднимая ставки до небес. По итогам третьего не принесшего результат аукциона управляющая компания CNL приняла решение о продаже группы «частями». Похоже, Джованни Константино, президент компании Tecnomar (выпускает яхты custom от 30 до 60 метров) только и ждал этого. Понимая стратегическую важность бренда Admiral, его перспективы и мировое признание, Константино, не раздумывая, приобрел за € 2,4 млн. права на бренд и дизайнерские разработки Admiral.
Под крылом успешного «покровителя» бренд Admiral ожил: новые проекты, премии и награды (The World Superyacht Awards, Show Boats Design Awards), пресса и посетители боат-шоу, стремящиеся воочию оценить «концептуальность» нашумевшей яхты Admiral Cacos V.
Спустя время, холдинг The Italian Sea Group (ранее Admiral-Tecnomar Group) купила коммерческую верфь NCA из Марина-ди-Каррара. По сообщению представителя холдинга, в среднесрочной перспективе группы — значительное увеличение длины моделей. Кроме того, в ближайших планах The Italian Sea Group — создание парусного подразделения под брендом Admiral Sail.
Новые модели
И верфи-гиганты, и предприятия с более скромными производственными мощностями в период кризиса не прекратили выпуск новых моделей. Некоторые компании пошли дальше и предложили рынку целые линейки судов, ориентированных на новые потребности. Среди таких потребностей все более настойчиво заявляет о себе экономичность.
Верфь Arcadia Yachts затеяла строительство линейки гибридных яхт длиной от 85 до 180 футов с широким спектром возможностей и характерным обликом: граненая надстройка сплошь покрыта «солнечными панелями». Лодки Arcadia Yachts стали известны во всем мире благодаря использованию в их отделке экологически чистых материалов и, что самое главное, — солнечных батарей для минимизации расхода топлива и, как следствие, вредных выбросов.
Экология — нынче одна из актуальных в Европе тем, которой уделяют пристальное внимание. В качестве слогана верфь Arcadia Yachts выбрала говорящее Ecological dream («Экологическая мечта»), что хорошо отражает миссию компании, в основе которой — защита окружающей среды.
Cantiere Delle Marche взялась за постройку комфортабельных экспедиционных яхт Darwin Class (86-115 футов) с дальностью плавания, превышающей 5000 миль.
Azimut Magellano — линейка экономичных яхт переходного режима движения, для которых на верфи предложили название Traveller (путешественник) с явным намеком на солидный запас хода. Сегодня модельный ряд Magellano включает уже четыре модели длиной от 43 до 76 футов.
Легкий, свежий и солнечный стиль многих итальянских моторных яхт и круизеров пришелся по душе любителям яхтинга разных стран, став чуть ли не эталоном для облика судов некоторых местных производств. Такие отголоски «средиземноморского» стиля, как салон типа open, крупные окна в корпусе, фигурный релинг, протяженные зоны al fresco или бич-клабы (у суперяхт), нет-нет, да появляются у других производителей.
Этим стилем выделяются лодки Atlantis — верфь постепенно расширяет свою линейку, и лодки Absolute, на которых, помимо исключительной технологичности и звукового комфорта, проявляются преимущества прогрессивных систем IPS. В стремлении удержаться на плаву Sessa Marine во время кризиса также выпустила две новые модели C42 и C68 Sport Fly — многофункциональные яхты, которые могут оказаться востребованными не только для отдыха на Средиземном море, но на рынках Швеции, Нидерландов, Австралии, Сингапура и даже Египта.
Случаются и неординарные реализации. Верфь Cantiere Nautico Cranchi, производитель катеров и флайбриджных моторных яхт, недавно анонсировала выход новой, совершенно нехарактерной для Cranchi модели траулерного типа — 53 Eco Trawler. В качестве пропульсивной установки инженеры неожиданно предложили спаренные IPS 600 EVC/E по 435 л. с., с которыми 20-тонная лодка разгоняется почти до 24 узлов.
Возвращаясь к модификациям яхт Azimut Dragon China, следует сказать, что основной идеей дизайнеров при работе над «китайским проектом» было создание социально-праздничной обстановки в интерьерах, а также культивация темы «единения» за счет насыщения пространства элементами азиатской традиции. Так образованы зона отдыха со столом для игры в маджонг, различными мультимедийными системами, включая караоке, а в столовой появился не только круглый китайский вращающийся стол, но и посуда с этническим орнаментом. Подобную стилизацию можно увидеть на моделях Azimut 64, 70, 80 и 84.
Личностный фактор
Среди причин своего всемирного признания итальянцы называют в том числе свою «природную гибкость». Говорит все тот же Альберто Перроне:
«Мы стараемся угодить всем, даже вносим изменения в проект, когда, казалось бы, уже поздно что-то менять; это обстоятельство имеет огромную ценность для клиентов».
Можно также допустить, что на выбор заказчиками итальянских верфей влияет даже такой неожиданный фактор, как собственно привлекательность Италии. Эта страна с ее уникальными природой, обычаями, культурой, курортами, средиземноморской кухней уже сама по себе притягивает людей. Вероятно, выбирать верфь, чтобы построить «яхту мечты», и вправду можно и по территориально привлекательному признаку: в Италии в любое время года гарантировано отличное времяпрепровождение, будь то шопинг или созерцание достопримечательностей итальянских городов, занятие зимними видами спорта или отдых на море под южным солнцем.
Итальянцы — народ веселый, подвижный, живой. Они хорошо понимают, что процесс строительства яхты должен доставлять заказчику удовольствие. «В Италии мы по максимуму взаимодействуем с клиентами и стремимся к установлению личных отношений», — утверждает Лука Болдрини, директор по продажам CRN, которому однажды довелось заниматься организацией для своих клиентов отпуска на горнолыжном курорте в период их поездки на верфь. Так работают с клиентами не на каждой верфи, но факт безусловно примечательный.
«Послевкусие» кризиса
Кризис — не повод сидеть сложа руки. У итальянцев, как и у других народов, в почете вековая мудрость, закрепленная в пословицах и поговорках. В Италии говорят: «Chi non lavora, non mangia», что сродни нашему «Кто не работает, тот не ест». А сегодня все еще сложнее: хочешь жить — умей вертеться, то есть думать, изобретать, пробовать, рисковать… Однако, когда наблюдаешь за реализацией стратегии итальянских яхтенных производителей по выходу из кризиса, постепенному росту продаж и поэтапному возвращению к докризисному уровню бизнеса, никак не получается назвать этот масштабный процесс выживанием. Скорее это соответствующая условиям активная форма существования. Уж так устроен мир, что все в нем взаимосвязано, и там, где закрывается одна дверь, открывается другая или хотя бы окно. Итальянцы достойны уважения: они чувствуют рынок, изыскивают для себя новые возможности, сохраняя при этом свои традиции и неизменно высокое качество. Сомнений нет — индустрия восстанавливается.
©Марина Постольная, журнал "Motor Boat & Yachting", №3 (27) май-июнь 2014, ©
подписка на новости
Укажите адрес Вашей электронной почты